Возможность учиться по месту жительства сохранили старшеклассники села Твердохлебово Богучарского района.
К новому учебному году в районе решили разобраться с последними малокомплектными школами: реорганизовать три одиннадцатилетки (СОШ) в девятилетки (ООШ). Ученикам, желающим закончить 11 классов, предстояло ездить на "школьных автобусах" в соседние села.
Такая практика не всегда оказывается удачной: автобусы увязают в грязи и в снегу, поездки отнимают у детей много времени. Вот почему твердохлебовцы, узнав летом о грядущих переменах, заволновались и обратились в районную прокуратуру. Составить жалобу им помог Иван Богданов, председатель Богучарского райкома профсоюза работников народного образования и науки РФ.
По закону "Об образовании" согласие жителей населенных пунктов, обслуживаемых школой, требуется только в случае ее ликвидации. Но в уставе школы могут быть прописаны дополнительные условия - так, по уставу Твердохлебовской СОШ ликвидация и реорганизация возможны лишь с согласия сельского схода. Местные власти это не учли.
По иску районной прокуратуры суд признал реорганизацию Твердохлебовской школы незаконной.
- Учеников у нас немного - 81, но переход на девятилетку принес бы неприятности, - поясняет директор школы Павел Демченко. - Ездить на учебу пришлось бы не только твердохлебовским старшеклассникам, но и "интернатским" ребятам (они приезжают к нам в понедельник и уезжают домой на выходные как раз потому, что в их селах школы - девятилетки) Нам предлагали перевести старшеклассников в школу села Лофицкое, обещали дать автобус. Но туда ехать сорок километров - то есть ребенок встает в шесть утра и возвращается в шесть вечера.
По словам директора, если бы СОШ реорганизовали, ее будущее было бы печальным: через пару лет - начальная школа, а там и вовсе - закрытие. Хотя детей меньше не становится. В прошлом году в первый класс пришло пятеро ребят, в этом - 10. Планируют набирать детей из соседних сел - когда их школы закроют…
- Жители держатся за школу - что еще в селе, кроме нее, осталось? - продолжает Демченко. - Хозяйства как такового нет, Дом культуры не работает. А у нас и вечера проводятся, и спортзал открыт для молодежи.
А вот две другие школы - Дубравская и Варваровская - все-таки стали девятилетками. Директор Варваровской ООШ Светлана Байракова считает смену статуса обоснованной: здесь 55 учеников, с каждым годом их становится меньше. Реорганизация, по словам Байраковой, прошла безболезненно:
- Один ученик перешел в Богучарский лицей (на занятия его возит отец), шестеро поступили в колледж в том же Богучаре, живут на съемных квартирах. Двое учителей уволились по собственному желанию: одна перешла на работу в колледж, другая уехала в Воронеж... Проблемы нет: до 1989 года школа была восьмилетней, потом детей стало больше - стала одиннадцатилетней, то же самое, наверное, произойдет и в будущем, если учеников прибавится.
Не везде оптимизация проходит столь гладко. Для хутора Переездный Павловского района перевод девятилетней школы в начальную обернулся драмой. В Переезднянской школе 28 учеников, в начальных классах - единицы. То есть большинству ребят придется ездить в другое село - а зимой хутор на два месяца практически отрезан от мира из-за снежных заносов. Реорганизация стала для всех неожиданностью: еще в начале сентября дети ходили в родную школу, и вдруг их перевели в другую - базовую. Подчинились не все. Некоторые семьи предпочли переехать поближе к школам в другое село или в Павловск. Так из местного хозяйства "Заря" ушло пятеро механизаторов - у них по трое-четверо детей. Глава хозяйства, пытаясь сохранить кадры, просил руководителя областного управления образования отменить реорганизацию школы. (Прецедент есть: две школы в Эртильском районе остались одиннадцатилетними, так как местные предприниматели взяли на себя часть расходов по их содержанию.) Тщетно.
Напомним, что оптимизация сети воронежских сельских школ идет с 2002 года, когда область, вместе с двумя другими регионами, стала участником пилотного проекта "Реформа системы образования". Было решено собрать квалифицированных учителей и современное оборудование в базовых школах (сегодня их 132) и привозить туда детей из окрестных сел. А малокомплектные школы - постепенно "оптимизировать", чтобы уменьшить бюджетные расходы и повысить качество обучения.
Яков Львович, руководитель ГУ образования Воронежской области:
- Твердохлебовская школа расположена вблизи города, возможен подвоз учащихся 10-11 классов к Богучарской СОШ № 1 - это базовая школа, старшеклассники из Твердохлебова могли обучаться там в современных условиях, а значит, не были бы нарушены их права на образование. Но по просьбам педагогов и родителей в августе был подготовлен проект постановления об отмене постановления, изменявшего статус Твердохлебовской СОШ. Инцидент был фактически исчерпан уже до принятия судебного решения.
Михаил Бачманов, старший помощник прокурора Богучарского района:
- Нарушения законодательства здесь были допущены, видимо, по невнимательности. Представители администрации района признали это без возражений.
Людмила Тореева, пресс-секретарь обкома профсоюза работников народного образования и науки РФ:
- В ситуации с Твердохлебовской школой огромную роль сыграла дальновидность профсоюзного лидера. Понимая, как будет развиваться оптимизация, он заранее объяснил директорам школ, какие изменения в устав можно внести. В Твердохлебовке об этом позаботились в прошлом году, и одиннадцатилетку удалось отстоять. Подобных случаев в области еще не было! На изменение устава пошли далеко не все школы. Где-то пытаются "дружить" с властями: снять неугодного директора просто, а найти взамен профессионала - проблема. Школы боятся конфликтов с районными отделами образования, которые регистрируют уставы. Хотя пример твердохлебовцев показывает: отстоять свои права - реально.
Справка "РГ"
По данным главного управления образования, за последние два года в Воронежской области закрыли 68 начальных школ (многие из них вошли в состав других школ). В прошлом году было реорганизовано 35 средних и основных общеобразовательных школ, в этом - 88. Весной 2008 года в регионе насчитали 3100 "избыточных" классов и 7000 "лишних" учителей. К 1 сентября планировалось сократить число классов (на 347) и учителей (на 581). В итоге сокращено 358 классов, 584 учителя. К следующему учебному году планируется ре организовать еще 18 школ.