Необходим комплексный подход к возрождению машиностроения. К такому выводу пришли власти и руководители предприятий Среднего Урала на конференции, посвященной стратегическим задачам модернизации и развития этой отрасли.
Не сбавляя темпа
В прошлом году машиностроительные предприятия изготовили продукции более чем на 150 миллиардов рублей, объем производства увеличился в среднем на 40 процентов. А к 2010 году планируется довести выпуск до 210 миллиардов.
В настоящее время доля отрасли в общем промышленном производстве не достигла и 20 процентов, а в советские годы доходила до 40. Технологическое отставание отрасли от мирового уровня, по утверждению первого заместителя генерального директора госкорпорации "Ростехнологии" Алексея Алешина, около 30 лет. Мешают подъему такие проблемы, как износ оборудования, низкая рентабельность, потеря серийности, дефицит кадров, несовершенство промышленной политики.
Однако масштабные задачи, которые перед машиностроителями поставило руководство России в рамках "Стратегии 2020", необходимо выполнять.
- Россия ставит цель войти в пятерку мощнейших экономик мира. Машиностроению отводится ключевая роль. Чтобы быть конкурентоспособными на глобальном рынке, отечественные производители должны привлечь масштабные инвестиции, развивать инновационную деятельность, кардинально повысить производительность труда. А регионы должны обеспечить выполнение эффективной промышленной политики, - считает губернатор Свердловской области Эдуард Россель.
Добиться этого, по мнению участников конференции, можно, делая ставку на выпуск высокотехнологичной продукции. Поэтому отрасли нужна комплексная перестройка: начиная с техники и технологий, закачивая управлением и кадрами.
Деньги на перестройку
Машиностроительный комплекс Среднего Урала, состоящий из 220 крупных и средних, 140 малых предприятий, давно нуждается в модернизации.
- Кардинального перевооружения отрасли не происходит. В ОПК 75 процентов всех инвестиций приходится на долю двух крупных предприятий. Комплексной автоматизацией могут похвастаться единицы, - подтвердил председатель регионального правительства Виктор Кокшаров. - Модернизация производства сдерживается длительным сроком окупаемости и невысокой рентабельностью инвестиций, ростом цен и тарифов, в том числе на услуги естественных монополий.
Собственных средств на техперевооружение у предприятий нет. По словам губернатора, инвестиции в промышленность Свердловской области должны составлять 30 миллиардов долларов в год. Основные средства пойдут не в металлургию, которая уже модернизируется полным ходом, а именно в машиностроение. Пока вложения скромные. В прошлом году инвестировано 9 миллиардов долларов, в текущем - 12.
По некоторым оценкам, на разработку и приобретение новых технологий и перевооружение машиностроительной отрасли России потребуется порядка 140 миллиардов долларов. Окупить эти инвестиции она вполне сможет. Ученые подсчитали: более чем по двадцати прорывным макротехнологиям наша страна имеет шанс стать мировым лидером уже через пять - семь лет.
В настоящее время в банке данных "Ростехнологий" находится 900 общегражданских инновационных проектов от 200 предприятий. Заводы уральского региона представили более 150 образцов высокотехнологичной продукции для различных отраслей. Часть проектов уникальна и превосходит мировые аналоги.
Своим умом
Пока отечественные потребители предпочитают западные образцы, при этом даже сочетание цены и качества не играет определяющей роли.
- Потребителям нужен комплексный сервис: подбор оборудования, поставка, обучение кадров, постпродажное обслуживание, просчет графика платежей и даже согласование и утверждение проектов в экспертных органах, - пояснил генеральный директор одного из промышленных объединений Андрей Беседин.
У российских инжиниринговых компаний есть конкурентные преимущества: работа отечественных специалистов на порядок дешевле, чем западных, да и в особенностях менталитета местных потребителей и чиновников они разбираются лучше. Но инжиниринговые фирмы, как и вся отрасль, требуют государственной поддержки. Беседин предложил объединить начинающие компании в специальные технопарки и создать свободные экономические зоны.
В отрасли уже начали появляться качественно новые предприятия, которые откликнулись на веяния рынка и усилили инжиниринговую направленность. Результаты - революционные. Завод по производству сухих трансформаторов, созданный в 2003 году, в 2005-м выпустил продукции на 140 миллионов рублей, а в 2007-м - на 1,6 миллиарда.
При создании совместных предприятий иностранные партнеры зачастую не делятся технологиями, используя в России лишь рабочую силу для сборки. Назим Эфендиев, председатель комитета по тяжелой промышленности Союза машиностроителей, генеральный директор одного из машиностроительных заводов, считает, что необходимо поощрять создание совместных предприятий с трансфертом технологий.
Комплексный подход
Государственная поддержка в развитии машиностроения может сыграть ключевую роль, если она будет комплексной и постоянной.
Для объединения научного и финансового потенциала предприятий, работающих над крупными инвестиционными и инфраструктурными проектами, содействия разработке и экспорту высокотехнологичной продукции в прошлом году была создана госкорпорация "Ростехнологии". Сейчас в ее управлении находятся 430 предприятий по всей стране, в УрФО их пока 15.
В Свердловской области разработан и региональный комплекс мер поддержки. По словам Виктора Кокшарова, основное направление программы на 2007-2011 годы - развитие технопарков и региональных технологических центров, создание кластеров. Способствовать реализации потенциала машиностроения, созданию и внедрению в производство разработок мирового уровня призвана и Корпорация развития Урала, основной целью которой является продвижение перспективных инвестиционных проектов.