В Верхневолжье до сих пор не закончена инвентаризация сельских дорог

Инвентаризация сельских дорог, которая должна была завершиться к 1 октября, в регионе не закончена. В чем причина, разбиралась корреспондент "РГ".

Путевка в список

В областях Верхневолжья сегодня собирают сведения о сельских дорогах, требующих ремонта или строительства.

Еще весной минсельхоз, минтранспорта и Росавтодор приняли совместное решение о составлении реестра сельских дорог по регионам. Субъекты РФ до 1 октября должны были представить в Москву обоснованные схемы развития сети автомобильных дорог в сельской местности, перечень населенных пунктов с проблемными подъездными путями и заявки на выделение субсидий на ремонтно-строительные цели на 2009-й и последующие годы.

- Российское правительство выделяет деньги с учетом того, что в стране 20 тысяч сельских населенных пунктов с плохим сообщением, - сказал на комиссии при департаменте сельского хозяйства и продовольствия Ивановской области советник директора департамента дорожного хозяйства Евгений Емельянов. - В них проживает примерно два миллиона человек. Но финансируется только строительство дорог с твердым покрытием.

То есть не асфальтовых, уточнил Емельянов, на которые у государства сейчас нет денег, а со щебеночным или иным покрытием. Норматив - 10 миллионов рублей на один километр. Ивановская область, по данным департамента дорожного хозяйства, имеет 780 сельских населенных пунктов, проехать к которым очень сложно. Ремонта и нового строительства требуют больше 1700 километров дорог.

Однако список, подготовленный, например, Ивановским районом, был заметно урезан департаментом дорожного хозяйства. Выяснилось, что на Лебяжий Луг ведет дорога, находящаяся в федеральной собственности, а значит, не попадающая в этот проект. Есть в Ивановском районе и населенный пункт Мальцево, в котором никто уже не живет, а трасса к нему ведет.

В Вичугском районе, по данным районной администрации, не имеют подъездных путей пять деревень с населением до 10 человек, плохие проселки к 23 населенным пунктам, в которых проживают от 11 до 100 жителей. Есть и довольно крупные деревни и села с дорогами, требующими ремонта. У них тоже есть шанс на обновление. Только, например, по мнению представителей района, к селу Гайдарову проехать практически невозможно, а дорожники уверены, что дорога там неплохая.

В Палехском районе также составили свой список проблемных проселочных дорог. На карте их, кстати, нет вообще. Таковых оказалось 22. Но необязательно все они войдут в федеральную программу, потому что обоснование под строительство должно быть подкреплено вескими аргументами.

А вот перечень 78 деревень и сел Ильинского района, дороги к которым требуется обновить или построить, уже ушел в Москву.

Как выяснилось, среднестатистический проселок Ивановской области, который нуждается в новом строительстве и ремонте, ведет к населенному пункту, где живут 10 человек. Его длина - два километра.

Налог не поможет

- В Вологодской области - около трех тысяч деревень и поселков, к которым строительство дорог не велось вообще, - говорит заместитель департамента дорожного хозяйства Вологодской области Александр Колотушкин. - Имеются в виду не дачные поселки, заброшенные деревни, а населенные пункты, где постоянно проживают люди, где они прописаны. Там есть какие-то тропы, накатанные колеи.

Многие из таких дорог, согласно Федеральному закону № 131 о местном самоуправлении должны перейти на баланс муниципальных образований.

- Однако сделать это пока нельзя, потому что дороги не оформлены, они не имеют технических паспортов, - пояснили в администрации Тотемского муниципального района Вологодской области. - Необходимо провести межевание, а это требует огромных финансовых вложений. И только после этого соответствующим актом дороги будут передаваться на баланс муниципальных образований, но пока об этом речи не идет.

Фактически из-за того, что дороги не имеют соответствующей документации, они, получается, вроде бы и ничьи.

- Если они находятся на территории нашего района, то, видимо, наши, - говорит глава Грязовецкого муниципального района Владимир Чирков. - Хотя до сих пор нет областного закона о передаче дорог в муниципальную собственность. Сегодня мы содержим порядка 400 километров так называемых сельских дорог. 75 процентов из них требуют ремонта. А район на свое содержание имеет средств в десять раз меньше, чем стоит один километр дороги, поэтому вопрос о строительстве их не стоит вовсе.

Подобная ситуация сложилась и в других районах. Например, сейчас на балансе Тотемского района находится 244 километра сельских дорог. На их содержание из областного бюджета в виде субвенций и субсидий выделяется всего три миллиона рублей.

- Этих денег нам хватает только на то, чтобы чистить дороги зимой, - говорит заместитель главы Тотемского муниципального района Василий Кузнецов. - На лето и осень остается очень мало. Уже сейчас нам необходимо дополнительно изыскать 765 тысяч на содержание дорог.

В самом конце сентября Законодательное собрание Вологодской области разрешило властям Вологды и Череповца с 1 января 2009 года забирать в городские бюджеты сто процентов транспортного налога с частных автовладельцев. Предполагается, что районы получат 70 процентов собранного налога, а сельские поселения - 30 процентов. Казалось бы, повод для оптимизма есть, однако главы районов его не испытывают.

- Налог-то невелик, - говорит глава Устюженской районной администрации Владимир Виноградов. - Сумма получается небольшая, ее не хватит даже на содержание дорог, не то что на ремонт и строительство. У нас 199 километров муниципальных дорог, я уж не говорю про дороги сельских поселений. Передача транспортного налога на местный уровень проблему не решит.

Недоступная дача

Житель Ярославской области, устав уповать на районные власти, самостоятельно восстановил дорогу, ведущую к деревенскому дому.

В деревне Поляны Большесельского района у пенсионера Виктора Горбунова - свой дом с земельным участком. Там уже много лет он выращивает картошку и овощи. В деревню ездит на машине. Но в сентябре прошлого года Виктор Александрович с удивлением обнаружил, что дорога, ведущая к деревне, исчезла, а на ее месте возникло свежевспаханное поле.

- Я был просто в шоке, - рассказывает Виктор Горбунов. - Ведь это был единственный подъезд к деревне.

Как выяснилось, 200 метров дороги распахал местный СПК. Виктор Горбунов обращался и в это СПК, и в сельскую, и в районную администрации с просьбой дорогу восстановить - и везде ему обещали это сделать. Однако через полгода ничего не изменилось. Устав ждать, пенсионер восстановил дорогу как мог, на свои собственные средства: попросил тракториста накатать колею, сам привез гравий. После чего обратился с иском в суд. Однако ответчик, СПК, привел железный аргумент: мол, дорога восстановлена, мы ни при чем. В иске пенсионеру было отказано.

Комментарии

Ольга Бойцова, заместитель главы администрации Юрьевецкого муниципального района Ивановской области:

- Ситуация в каждом районе разная. Где-то поселения в соответствии с ФЗ № 131 полностью взяли полномочия по содержанию межпоселковых сельских дорог на себя, как это, например, произошло у нас. Где-то взяли на себя только часть дорог, остальные оставили району. Раньше сельские дороги состояли на балансе сельхозпредприятий. Но после того как многие из них обанкротилась, дороги оказались фактически ничьими - они не передавались ни поселковым, ни районным администрациям. Поэтому сегодня поселения производят инвентаризацию сельских дорог, ставят их себе на баланс. В противном случае их будет не включить ни в одну программу - ни в областную, ни в федеральную. А ведь многие из таких дорог вообще не ремонтировались, а по некоторым из них идут школьные автобусы. Поэтому, несмотря на скудный бюджет сельских поселений, главы стараются даже эти небольшие средства вкладывать именно в такие дороги, чтобы дети могли нормально добираться до школы. Но, конечно, все содержание по причине отсутствия денег заключается лишь в расчистке таких дорог от снега.

Андрей Несмелов, начальник отдела сети дорожного строительства и технической политики департамента дорожного хозяйства Владимирской области:

- В нашей области более шестисот населенных пунктов не имеют нормальных дорог. Стоимость строительства одного километра асфальтовой дороги - 20 - 22 миллиона рублей. Однако в следующем году на реконструкцию и содержание владимирских сельских дорог будет дополнительно направлено более 600 миллионов рублей. Средства поступят по целевой программе "Дорожное хозяйство Владимирской области". Депутаты областного парламента продлили срок ее действия до 2015 года.

Кстати

Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков провел встречу с депутатами, представляющими интересы региона в Государственной думе РФ. Сергей Вахруков предложил народным избранникам инициировать создание федеральной программы "Сельские дороги". Как сказал губернатор, если такая программа будет принята на федеральном уровне, то администрация Ярославской области готова профинансировать составление необходимой проектно-сметной документации для сельских дорог региона.