Более трех миллиардов рублей планируется потратить на обновление парка самолетов-лабораторий, проверяющих наземные радио- и навигационное оборудование. Но это не должно отразиться на стоимости билетов.
Сейчас летные проверки осуществляют две авиакомпании, причем стоимость летного часа у них практически не отличается. "Конкуренция между ними не приводит к снижению стоимости летных проверок, которые осуществляются за счет денег пассажиров", - отметил вчера на брифинге после заседания коллегии Росаэронавигации руководитель службы Александр Нерадько. И предложил в рамках государственного унитарного предприятия "Госкорпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации" создать структурное подразделение, которое будет заниматься летными проверками. И "влить" в него эти две компании, которые сегодня работают как акционерные общества и диктуют свои цены. Нерадько выразил надежду, что после такой реорганизации стоимость услуг не будет такой затратной.
Как пояснил руководитель Росаэронавигации корреспонденту "РГ", летные проверки обеспечивают безопасность полетов, уточняют характеристики радиотехнических систем связи, радиусы действия и зоны ограничения. С помощью таких лабораторий подтверждаются теоретические расчеты.
Однако специальная эскадрилья лабораторий, созданная в 1970-х годах, уже устарела, говорит Нерадько. И сегодня необходимо провести не только замену самих самолетов, но и оборудования. Старые Ан-26 работают уже неэффективно, потребляют много топлива и требуют больших затрат на техническое содержание. Нерадько предложил в течение нескольких лет заменить их на Ан-140. По его словам, Росаэронавигация рассчитывает на отечественные воздушные суда. И если появится другой вариант сертифицированного самолета, то служба может взять и его на вооружение.
Что касается оборудования, то новые приборы уже разработаны и прошли летные испытания. Оно работает на базе мощных компьютеров с лицензионным программным обеспечением и современным бортовым радиоэлектронным оборудованием с аппаратурой измерения траекторий полетов. Кроме технической модернизации Нерадько предлагает усовершенствовать саму систему проверок. По его мнению, необходимо прислушиваться к мнению экипажей. "Летную проверку можно совершать не только самолетами-лабораториями, но и рейсовыми судами", - пояснил Нерадько.
Планируемое обновление летных лабораторий пока не входит в рамки федеральной целевой программы по модернизации российских аэронавигационных систем, поэтому служба подготовила свои предложения по ее корректировке. Предполагается, что в 2009 году начнется закупка новых самолетов-лабораторий, оборудование их системами контроля. И параллельно с этим будут вноситься изменения в документы, в которых прописаны сама организация и проведение летных проверок, наземных средств, радиотехнического обеспечения полетов.
По мнению Нерадько, основной акцент проверок необходимо сделать на критические характеристики, то есть обратить внимание на работоспособность систем посадки самолетов и радиолокации. Очень важна, считает он, для обеспечения безопасности полетов линия захода судна на посадку. Это отрезок в 10-12 километров, когда с помощью наземных средств судно ведут на взлетно-посадочную полосу. Небольшое отклонение в работе может повлечь за собой посадку не в назначенном месте.
Что касается завершившихся на этой неделе проверок Международной организации гражданской авиации, то из 31 рекомендации по улучшению систем воздушной безопасности только семь адресованы к аэронавигационным системам, отметил Нерадько. В прошлую проверку общее число замечаний было больше 50. И дальнейшее проведение реконструкции систем радиолокации, на которую заложено 82 миллиарда рублей, будет повышать безопасность полетов.