Вчера в Мосгорсуде начался процесс против банды скинхедов, чьи руки, по мнению следствия, по локоть в крови. Самое страшное, что многие подсудимые не только не отрицают вины, но даже гордятся убийствами иноземцев.
Обществу самое время задаться вопросом: как сделать, чтобы фашистская идеология не стала модной и на смену одной стае молодых волков не пришла другая? Это уже вторая банда, которая оказалась под судом за то, что убивала людей за цвет кожи и разрез глаз. Сейчас на скамье подсудимых - девять человек. В общей сложности на их счету, как полагает прокуратура, 20 убийств и 12 покушений.
Следствие считает, что организовали банду два 17-летних парня - Артур Рыно и Павел Скачевский. Примечательно, что по скорости убийств националисты даже опередили самую жестокую бригаду киллеров из орехово-медведковской группировки. За 10 лет профессиональные бандиты этой ОПГ лишили жизни 57 человек. А группа скинхедов, которая сейчас попала на скамью подсудимых, только за год унесла два десятка жизней. И останавливаться не собиралась.
Дело рассматривают присяжные в закрытом режиме. Не допускать посторонних в зал, где судят несовершеннолетних, требует закон. Вчера, как сообщил источник "РГ", участвующий в процессе, главари полностью признались в преступлениях. В свою очередь их подельники Роман Кузин, Виталий Никитин и Николай Дагаев признали вину лишь частично. А Светлана Авакумова и Денис Лаврененков решили ни в чем не сознаваться. Кстати, девушка - самая старшая в банде, ей 22 года. А самому младшему скиндхеду в их компании - 15 лет. Именно в молодых головах зараза национализма дает самые тяжелые последствия.
Буквально на днях Мосгорсуд уже осудил другую банду скинхедов, где почти все были несовершеннолетними. Они тоже убивали иноземцев. В числе ее жертв оказался мастер спорта по шахматам из Якутии Сергей Николаев.
- Обе группы имеют общий почерк совершения преступлений, - сообщили в прокуратуре Москвы. - Под воздействием идей о неполноценности лиц неславянского происхождения, которые пытаются распространять в подростковой среде нелегальные молодежные организации, обвиняемые объединились в организованные группы для совершения убийств выходцев из бывших советских республик Азиатского и Кавказского регионов.
Всего, по данным правозащитников, националисты в этом году убили в России более 70 человек неправильной, на их взгляд, национальности. Еще около трехсот человек были ранены. В Москве волна насилия на национальной почве сбита. Однако, по мнению экспертов, такие преступления стали чаще подделывать под бытовые.
- Расисты поняли, что их будут ловить и им выгоднее маскировать преступления под бытовые, например, под защиту девушки от хулиганов, - сказала заместитель директора аналитического центра "Сова" Галина Кожевникова. - Но мы отмечаем новую волну расистских настроений в России, которая, возможно, связана с большим количеством арестов скинхедов. Мы так думаем, потому что возобновились нападения по схемам, описанным в Интернете.
Как сообщил начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о межнациональных отношениях Генпрокуратуры РФ Алексей Жафяров, прокуроры целенаправленно занимаются борьбой с молодежным экстремизмом, однако помочь в решении этой проблемы должно общество.
В МВД корреспонденту "Российской газеты" рассказали, что на милицейских учетах состоит свыше трехсот экстремистских группировок. Из них по-настоящему агрессивных - половина. Численность этих неформалов в милиции определяют примерно в 11 тысяч. Правда, это лишь те, кто "засветился" в отделении - был доставлен за какое-то нарушение. Сочувствующих, как предполагают, намного больше.
Молодых экстремистов делят на две неравные, но резко отличающиеся категории. Самая большая группа - футбольные фанаты. Они вполне аполитичны и сбиваются в стаи от скуки, от тяги подростков принадлежать к какой-нибудь группировке. Именно этой стадностью они и опасны: выпив или обкурившись, "дети" способны на любую жестокость к тем, кто вне их "клана". Этим, кстати, пользуются взрослые дяди - профессиональные провокаторы, втягивая фанатов в политический экстремизм.
Другая группа примерно втрое меньше, но в десять раз опаснее - нацисты, нацболы и так называемые антифа. По методам борьбы они мало чем отличаются друг от друга. Даже организационная структура, иерархия, дисциплина, тренировки по рукопашному бою, стремление вооружиться у всех весьма схожие. Что касается лозунгов и идеологии, то какая разница, например, пострадавшим от взрыва на Черкизовском рынке, каким идолам поклоняются террористы?
Аналитики МВД утверждают, что единых центров управления молодыми экстремистами нет. "Духовную пищу" они черпают, как правило, в запрещенных партиях, таких, как РНЕ или нацболы. А вот возглавляет каждую отдельную группировку свой лидер. Нередко "вожди" даже родственных по духу организаций враждуют между собой - банально делят власть в своей среде.
Интересно, что возраст во многих таких отрядах далеко не юный. Например, один из главарей группы "14-й легион", взорвавшей Черкизовский рынок, - 37-летний прапорщик Сергей Климук. Не все имена сейчас можно называть, многие из них пока только под подозрением или под следствием.
У взрослых людей и идеологическая подготовка поставлена по-взрослому. У многих группировок - собственные сайты, Интернет широко раздвинул не только горизонты общения, но и организационные возможности. По условленному сигналу, которым нередко выбирают самое нейтральное слово, можно объявить вооруженный сбор. Есть даже газеты. Экстремисты находят возможность печатать листовки и брошюры.
Откуда у этих некоммерческих организаций деньги? Официально - членские взносы и добровольные пожертвования сочувствующих "меценатов". Но есть версия, что экстремисты не брезгуют банальной уголовщиной - кражами, грабежами и вооруженными разбоями. То есть возрождаются схемы большевистских и эсэровских экспроприаций. Кроме того, у милиции есть информация, что российские наци нередко находят общий язык с главарями преступных группировок - "славянские" авторитеты пытаются использовать идейных боевиков против кавказских воров в законе.