Депутаты предлагают уравнять в правах аптеки на колесах и стационарные

"Уравнять" в правах передвижные, оборудованные на автомобилях, аптечные киоски со стационарными аптеками - такая идея заложена в законопроект, подготовленный в Комитете Госдумы по охране здоровья.

По мнению главы комитета Ольги Борзовой, возрождение аптек на колесах сможет обеспечить "равнодоступность эффективных и качественных лекарств для всех слоев населения как при амбулаторном, так и стационарном лечении".

Проза жизни такова, что аптечные пункты, существовавшие в крупных селах, практически повсеместно исчезли: содержать их бизнесу невыгодно, а бюджету - накладно. Поэтому сплошь и рядом сельским жителям приходится добираться за лекарствами в райцентр. По мнению законодателей, исправить ситуацию могли бы передвижные аптечные пункты.

На первый взгляд идея здравая. Но насколько она работоспособна и можно ли достичь таким путем задекларированных целей - большой вопрос.

Во-первых, опыт передвижных аптек у нас имеется, и немалый. Госпредприятия, доставляющие лекарства в отдаленные населенные пункты, организовывались в свое время в Красноярском крае, Ленинградской и Астраханской областях, на Кубани. И это несмотря на то, что такой вид деятельности, как передвижная продажа лекарств, сегодня не зафиксирован законодательно и, как следствие, не лицензируется. Проводился подобный эксперимент и в Москве. Здесь аргументы его организаторов другие: обеспечивать доступность в большом городе, наводненном аптеками, не нужно. Зато торговля с колес позволит продавать лекарства дешевле - такой аптеке не надо платить дорогую аренду и коммунальные расходы.

В Москве эксперимент как начался, так бесславно и закончился: подешевевших лекарств покупатели не увидели, а вот нареканий к качеству продаваемого товара было достаточно. А там, где аптеки по договоренности с местными администрациями существуют до сих пор, подсчитано, что удовольствие это весьма дорогое.

Идея разрешить бизнесу зарабатывать на выездной торговле подразумевала снятие ограничений по ассортименту (то есть продавать не только безрецептурные препараты, но и те, которые должен назначать врач). А это уже чревато иными последствиями - самолечение никто из специалистов не приветствует.

В Конфедерации защиты прав потребителей развитие выездной лекарственной торговли не приветствуют еще по одной причине. Покупателю, возникни конфликтная ситуация уже после приобретения лекарства, будет сложно отстоять свои права, если аптека, образно говоря, не стоит на месте. Кроме того, оборудовать машины специальным оборудованием, обеспечивающим правильные условия хранения лекарств (а для разных препаратов эти условия разные), тоже весьма проблематично. В ассоциации зарубежных фармпроизводителей в свою очередь напоминают: именно передвижная и виртуальная (через Интернет) торговли наиболее рискованны с точки зрения возможности заполучить фальсификат.

Да и где уверенность, что, если отдать право передвижной торговли коммерсантам, они поедут в медвежьи углы, а не поставят киоски на колесах на оживленных трассах? Сама идея доставки лекарства прямиком к постели больного может потерпеть крах.

Проконтролировать выездные аптеки действительно трудно, если не невозможно - таково мнение и специалистов Росздравнадзора. Не случайно в минздравсоцразвития, где, собственно, тоже обеспокоены отвратительной лекарственной обеспеченностью населения вдали от крупных населенных пунктов, к легализации аптек на колесах (тем более аптек коммерческих, а не государственных) относятся весьма скептически. Здесь считают, что нужно развивать другой, наиболее безопасный способ - через акушерско-фельдшерские пункты и кабинеты врачей общей практики.