Правительство приняло принципиальные решения по дальнейшему развитию пенсионной системы и обязательного медицинского страхования. Во-первых, как и ожидалось, в ближайшие два года будут существенно повышены пенсии нынешним пенсионерам, особенно тем, кто большую часть жизни трудился еще в Советском Союзе.
И это правильно. У нас есть большой моральный долг перед старшим поколением, и его надо отдавать. Что здесь необходимо учесть? Конечно же инфляционный фактор. Увеличение пенсии в два раза в номинальном размере, к сожалению, дает намного меньшую прибавку, чем в реальном исчислении, то есть с поправкой на инфляцию. И когда будут готовиться финансовые документы для реализации "Концепции-2020", надо, видимо, этот момент все-таки уточнить. На мой взгляд, речь должна идти об увеличении реального содержания пенсии.
Второе принципиальное решение - замена единого социального налога на страховые платежи. Сейчас, напомню, работодатели "платят" ЕСН из расчета максимальной ставки налога в 26 процентов от фонда заработной платы предприятия. С 1 января 2010 года сумма страховых платежей в три фонда - Пенсионный, Соцстраха и фонда медицинского страхования - будет составлять 34 процента, что существенно выше, чем сейчас. Бизнес, конечно, будет не очень доволен. Но мне кажется, что решение оправданно. В отношении бизнеса в 2000-е годы было сделано много шагов навстречу. После введения ЕСН налог был достаточно быстро снижен на 10 процентных пунктов, введена регрессивная шкала, которая все эти годы не индексировалась. Предприниматели получили преференцию в размере сотен миллиардов, если не триллионов рублей. Поэтому говорить о том, что его страховыми выплатами "придавили", вряд ли справедливо.
Не будем забывать, что совсем недавно приняты решения по амортизационным отчислениям, разнообразным льготам по целому ряду налогов, которые оцениваются в 0,5 процента ВВП. К тому же предпринимателям обещаны дополнительные меры, которые помогут компенсировать часть затрат на увеличение социальных выплат. Что может войти в этот "пакет поддержки"? Думаю, не случайно дискуссию о снижении налога на добавленную стоимость перенесли на следующий год. Это означает, что, возможно, будут приняты решения в пользу бизнеса. Как я уже писал в "РГ", ЕСН разменяют на НДС.
В социальном плане переход на страховые взносы в размере 34 процентов вполне оправдан. Пенсионный фонд получит действительно мощный дополнительный источник доходов. И именно он обеспечит повышение пенсий нынешним пенсионерам.
Третье решение - введение ограничения на социальные платежи. 34 процента будут платить только с заработной платы до 415 тысяч рублей в год. Превышение зарплаты над этим уровнем "страхвзносами" не облагается. Фактически вводится максимальная планка пенсии, которая будет обеспечиваться системой обязательного пенсионного страхования. Сейчас максимального размера пенсий нет. После 2010 года он появится. Пока, правда, не совсем ясно, в отношении кого будет устанавливаться этот максимум. Здесь тоже нужны дополнительные разъяснения и уточнения.
Но уже достаточно легко посчитать "конечную цифру". Итак, обязательный страховой взнос в пенсионную систему в размере 26 процентов берется с 415 тысяч рублей в год. Предположим, такую зарплату (а это примерно около 34,6 тысячи рублей в месяц) человек получает все 30 лет своего трудового стажа. Тогда при установленной сегодня норме при расчете пенсии - 19 лет дожития получается где-то 12-13 тысяч рублей в месяц. Это та верхняя планка пенсии, ответственность за которую берет на себя государство по отношению уже к будущим поколениям пенсионеров.
Что, кстати, не так много. И 40-процентный коэффициент замещения (отношение средней пенсии в стране к средней зарплате), который должен быть достигнут к 2020 году, вряд ли можно успеть обеспечить только за счет обязательного пенсионного страхования. Здесь, видимо, расчет делается на то, что человек и сам "накопит" на свою пенсию. Это и участие в программе государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений, которая стартовала 1 октября, и вложение денег в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Но тут тоже все не так просто. Даже по оптимистичным прогнозам Пенсионного фонда, в программе софинансирования будут участвовать 7 миллионов человек. Для успеха программы должно участвовать не менее половины работающих, миллионов 40. Вот тогда мы можем сказать, что она реально внесет вклад в повышение обеспеченности будущих пенсионеров. По всей видимости, эту программу тоже придется совершенствовать.
Что касается системы НПФ, то ее еще необходимо оживить, сделать привлекательной для людей. Сейчас основная часть НПФ - корпоративные, то есть созданы для сотрудников конкретной компании. А тех фондов, которые обслуживают людей "с улицы", не так уж и много. Тем более на фоне нынешней ситуации на финансовых рынках расчет на то, что люди будут вкладывать деньги в пенсионные активы, на мой взгляд, сверхоптимистичный.
И, наконец, третье решение - довольно существенное, более чем в два раза, повышение страхового взноса в Фонд обязательного медицинского страхования. На здравоохранение сейчас тратится где-то 3,1-3,2 процента ВВП. А нужно в два раза больше. И дополнительные деньги в этой системе всегда пригодятся. Естественно, если они будут потрачены на ее модернизацию. Поэтому уже сейчас, до 2010 года, необходимо запустить новые экономические механизмы в сфере здравоохранения, которые помогли бы эффективно использовать те средства, которые придут после замены ЕСН на страховые взносы.
Таким образом, принятые решения задают, как мне кажется, очень много новых задач, которые надо быстро и эффективно решать.
Посмотрим, как 34 процента страховых взносов будут распределяться между фондами и кто что приобрел 26 процентов идут в Пенсионный фонд. Сейчас - 20 процентных пунктов от ЕСН. Прибавка существенная. 5,1 процента отойдут Фонду обязательного медицинского страхования. Сейчас - 3,1 процентного пункта ЕСН. Тоже неплохо. Оставшиеся 2,9 процента достанутся Фонду социального страхования. То есть он ничего дополнительно не получает. Эту "долю" он имеет и сегодня. Есть над чем подумать? Есть.
Двойная шкала взимания социальных платежей: до 415 тысяч рублей зарплаты - 34 процента, а что свыше - 0, тоже заставит принимать дополнительные решения. Мы не можем проигнорировать того, что от новой системы больше всего выигрывают те отрасли, где традиционно высокая зарплата и мало занятых - нефтянка, топливные компании. И довольно существенно проигрывают малозарплатные и трудоемкие отрасли. Это легкая, пищевая промышленность, машиностроение. Насколько мне известно, вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин предлагал установить порог зарплат для "страхвзносов" в 1,1 миллиона рублей в год. Минздравсоцразвития - 135 процентов от средней зарплаты, то есть где-то 270 тысяч в год. Но, как видим, принято компромиссное решение. Конечно, можно сказать, что это станет для работодателей стимулом повышать заработную плату. Но будет ли у них возможность? Вот в чем вопрос. Думаю, вокруг верхнего предела еще будут дискуссии. На мой взгляд, его надо повышать.