Проведение открытых конкурсов, создание профильной целевой программы, законодательные корректировки - все это, по мнению чиновников, поможет избавиться от транспортного хаоса.
Пираты на трассе
Сегодня официально в областном центре работает свыше четырехсот маршруток. По разным данным, еще от 200 до 400 трудятся нелегально. Об их существовании знает, кажется, весь город. Однако до сих пор никто не принял серьезных мер для искоренения подобного "пиратства". Показательно августовское заседание горсовета. Обсуждение рядового вопроса о пассажирских перевозках в Орле неожиданно переросло в бурные дебаты. Начальник отдела комитета по дорожному хозяйству и транспорту Дмитрий Паничкин признал, что справиться с нелегальными маршрутками никто не может. Депутатский вопрос "Почему?" остался без ответа.
Плановые рейды, совершаемые совместно сотрудниками ГИБДД и работниками мэрии, ситуации не меняют. Разве что дисциплина (или "система оповещения"?) среди водителей стала строже. По крайней мере, они больше не попадаются в состоянии наркотического опьянения, как это бывало год назад. А вот других нарушений, грубости и хамства в частном транспорте меньше не стало.
Жалуются жители и на то, что "маршрутчики" отказываются бесплатно перевозить льготников. В мэрии это называют "вопиющим нарушением". В договоре на право обслуживания пассажиров перечислено семь категорий льготников, которых обязаны перевозить бесплатно. Обязаны, но не перевозят. Председатель городского комитета по дорожному хозяйству и транспорту Владислав Абрамов предлагает жителям сообщать о каждом таком случае. И люди жалуются. Бывает, провинившегося водителя находят и даже наказывают штрафом.
У сотрудников ГИБДД - свой взгляд на проблему. Нередко именно маршрутки провоцируют аварии или становятся их участниками. Стало обычным делом, когда маршрутка, высаживая пассажира, останавливается в неположенном месте. Конкурируя между собой, водители устраивают на улицах автогонки. По статистике, с начала года количество аварий с участием автобусов и маршруток в регионе выросло на 12 процентов. По данным на сентябрь, зарегистрировано 72 таких ДТП, в которых 5 человек погибли и 126 получили ранения. При этом многие водители маршруток возят в аптечках просроченные медикаменты, а то и вовсе болты и инструменты. Их не пугают штрафы и предписания.
За двумя зайцами
Городские власти решились на реформу. В Орле была разработана схема маршрутных перевозок. Маршрутам присвоили новые номера и провели торги на право их обслуживания. Условия были жесткими. К торгам допускались лишь новые и технически исправные машины, водители должны были иметь стаж не менее трех лет. С победителями мэрия заключила договоры, включив в них ряд требований, в том числе, запрет водителям на курение за рулем.
Мэрия планировала "разгрузить" центр города. Здесь пролегают самые выгодные маршруты. Если в среднем по городу за смену водитель маршрутки собирает около 2,5 тысячи рублей выручки, то в центре она выше процентов на 30-40. Неудивительно, что большинство "газелей" предпочитают работать здесь. Власти сократили их число и увеличили количество больших автобусов. Частникам было предложено взять на себя окраины города, на что они отреагировали болезненно. В мэрию тут же посыпались жалобы от жителей окраин, уверявших, что маршрутки не доезжают до конечных остановок.
Власти пытаются выстроить рынок пассажирских перевозок в соответствии с четкими правилами, тогда как ранее отношения на нем складывались по "диким" законам. Маршруты продавались и приобретались по объявлениям в газетах. И имена их истинных владельцев, как правило, оставались в тени. Между тем среди них были известные в регионе фамилии, что, по мнению многих наблюдателей, делало данный рынок неуязвимым. Неудивительно, что реформа с первых дней натолкнулась на сопротивление.
В ходе проверок один за другим начали всплывать "говорящие" факты. Например, выяснилось, что владельцы маршруток платили водителям муниципальных автобусов за то, чтобы те не выходили на трассу. Во время простоя частник "снимал сливки" на маршруте. Махинацию разоблачили лишь после установки на автобусах систем спутниковой навигации.
Настройка инструментов
Депутаты облсовета дополнили региональный закон о пассажирских маршрутных перевозках статьей о формировании госзаказа, который определяет объем и условия перевозок, в том числе право льготников на бесплатный проезд. Платит за них региональный бюджет, а как, сколько, кому и за кого - решает коллегия области.
Госзаказ - это документ, с которым можно идти в суд, расторгать договор и отбирать лицензию у тех владельцев маршруток, кто не выполняет оговоренные условия. Другое дело, что бюджет не всегда выполняет свои обязательства по компенсации провоза льготников.
В Орле начали решать проблему при помощи муниципального заказа за год до решения региональных законодателей. На днях мэрия объявила о проведении в декабре нового конкурса на право осуществления пассажирских перевозок. По сравнению с прошлым годом условия изменились. Прежде всего, на конкурс будут выставлены 24 маршрута, ранее закрепленные за МУ "ПАТП-1". Год назад они не участвовали в торгах, в чем антимонопольная служба усмотрела нарушение закона о конкуренции. Теперь муниципальному предприятию придется выступить в конкурсе на общих основаниях.
Кроме того, договоры будут заключаться на три года, а не на год, как раньше. Тем самым городские власти стремятся подтолкнуть перевозчиков к приобретению больших автобусов.
Чиновники обещают применить к нерадивым транспортникам меры воздействия. Несмотря на запреты, водители как курили за рулем, так и курят, как не пускали льготников в салон, так и не пускают. Повлиять на них могут только работодатели, а на тех - власти. Способ влияния пока не разглашается, однако один из вариантов - так называемая "налоговая вилка". Существуют определенные льготы и коэффициенты, влияющие на налогообложение. Их можно превратить в инструмент влияния и заставить предпринимателей соблюдать условия договоров.
Ситуацию с нелегальными маршрутками в пресс-службе мэрии прокомментировали так: "Борьба с ними ведется. К сожалению, административная ответственность не останавливает водителей, нарушающих закон. Протоколы о нарушениях рассматривает мировой суд. Это дело не одного дня. А нелегалы тем временем курсируют по городу".
В ближайшее время в борьбу с нелегалами вступит городская межведомственная комиссия. В ее состав, помимо специалистов мэрии, вошли сотрудники ГИБДД, управления госавтонадзора, налоговой службы и общества по защите прав потребителей. В планах - проведение еженедельных рейдов.
Проблемой озаботились и региональные власти. На днях вопрос обсуждался на заседании коллегии области. Губернатор Егор Строев указал на отсутствие контроля за работой владельцев частных маршруток и поставил задачу - навести порядок в перевозке пассажиров "раз и навсегда". Коллегия решила, что региону для этого необходима целевая программа. Разрабатывать ее будут все заинтересованные ведомства.
Юрий Потапов, инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения:
- Если водитель останавливается на каждом перекрестке по просьбе пассажиров - это строгое нарушение. Несанкционированная посадка и высадка пассажиров нередко создает аварийные ситуации и ставит под угрозу жизнь и здоровье пассажиров. Сотрудники ДПС такие факты фиксируют и передают в контролирующие органы. За систематические нарушения владельца маршрутки могут лишить лицензии.
Валентина Минакова, ветеран труда:
- От реформы простому пассажиру одни муки. Мэрия изменила номера маршрутов, и люди путались. Куда и какая маршрутка едет - непонятно. Нам говорят, что все вывешено в салоне. Да, что-то висит, но оно набрано мелким шрифтом. Да что с того толку? Или написано: "Курение в салоне запрещено". А водитель курит! Сделаешь ему замечание, так он еще и высадить может. Кому жаловаться?
Справка "РГ"
В Орловской области пассажиров перевозят свыше четырех тысяч автобусов, половина из которых принадлежит частным перевозчикам. С начала года предприятиями и предпринимателями перевезено 47,7 миллиона пассажиров.