03.10.2008 03:09
    Поделиться

    Калининградские рыболовы ожидают решения по квотам на промысел

    Завершился прием заявок в Росрыболовства от рыбаков, претендующих на десятилетние квоты на прибрежный лов. По меньшей мере десяток калининградских компаний заявки подавать не стали.

    Однако те, кто пройдет жесткую проверку, смогут в ближайшие десять лет не только улучшить экономику своих предприятий, но и привлечь инвестиции и обновить устаревший флот. Калининградские рыбаки надеются, что процесс закрепления долей на десятилетний период завершится благополучно. Впереди - не менее важный период ожидания.

    Напомним, что последние изменения в федеральном законодательстве по регулированию рыбной отрасли закрепляют квоту для каждого предприятия на десять лет. Калининградские рыбаки, как и их российские коллеги приняли на ура это новшество. Если раньше промысловики каждый год волновались - получат ли они квоту на вылов, то долгосрочный принцип распределения гарантирует им стабильность. Заявки от российских рыбаков принимались до 30 сентября. В полночь по московскому времени "шлагбаум" был опущен. Тем не менее, по информации пресс-службы Росрыболовства, глава отрасли Андрей Крайний пообещал дать указание о принятии некоторых недостающих уточняющих документов до 15-20 октября - для тех компаний, которые подали заявку в последнюю декаду сентября.

    Как сообщил корреспонденту "РГ" заместитель министра сельского хозяйства и рыболовства регионального правительства Максим Будурацкий, заявки с приложением необходимых документов отправили в Москву все калининградские компании, ведущие океанический лов. По некоторым сотрудники специальной комиссии Росрыболовства запрашивали дополнительные документы или указывали на необходимость уточнения информации. Все успели сделать в срок, но работа продолжается.

    Рыбакам же, занимающимся исключительно прибрежным ловом, пришлось отправлять документы одновременно в два адреса - в комиссию Росрыболовства и межведомственную региональную.

    - Пока нет информации, что какие-то наши компании не прошли, - сообщил Максим Будурацкий, - и есть основания полагать, что основная масса - добросовестные пользователи - получат квоты. Однако порядка десяти небольших компаний, физических лиц и предпринимателей даже не подавали документы. Либо им нечего было подать, либо обманывать не хотели.

    Замминистра пояснил, что, согласно новому порядку долгосрочного распределения квот, за каждым пользователем будет закрепляться основанная на четырехлетней статистике уловов определенная доля от общего объема, фактически изъятого в каждом конкретном водоеме. Разумеется, рыбаки, ранее не осваивавшие выделенные им квоты, не получат "завышенный план". Зато те, кто полностью выбирал разрешенные объемы, окажутся в выигрыше. Таким образом, выиграют те, кто и прежде самостоятельно или в кооперации с коллегами промышлял активно. По информации Максима Будурацкого, в ближайшее время Росрыболовства выпустит нормативные документы, согласно которым неиспользуемые объемы будут изыматься и выставляться на аукцион, где активные промысловики смогут их выкупить и быстро освоить.

    Со своей стороны региональные власти в сотрудничестве с отраслевыми союзами работают над предложениями по неотложной поддержке промысловиков. Соответствующее поручение получено от главы Росрыболовства по итогам прошедшего в июле в Калининграде отраслевого совещания рыбопромышленников Северо-Запада.

    - Мы ловить умеем, но нам нужно создать условия - преференции по малорентабельной для добычи рыбе, - говорит Игорь Афонин, представитель одной из местных компаний, промышляющих на Балтике кильку. - В Польше, к примеру, ровно половина расходов на топливо рыбакам компенсируется из государственной казны. Нас так не балуют. А ведь мы давно нуждаемся в радикальном обновлении флота, иначе ловить скоро будет не на чем.

    Предложение субсидировать рыбакам часть их затрат на топливо из региона отправлено. По расчетам специалистов, для поддержания нормальной рентабельности (в 15-20 процентов, а не максимум 6, как сейчас) финансовая помощь из бюджета необходима "прибрежникам" в размере не менее 40 процентов от стоимости топлива, а "дальним" рыбакам - 30-35 процентов. Подавая расчеты в федеральный центр, калининградские разработчики предложения уточнили, что с 2005 года региональные рыбодобытчики, в отличие от коллег из других регионов, всю добытую рыбу поставляют на российский берег. Даже калининградские крупные компании, ведущие океанический промысел в зонах иностранных государств, а не в исключительной экономической зоне страны, поставляют на внутренний рынок практически весь добытый биоресурс. Таких добросовестных промысловиков и настоящих патриотов своей страны стоит, по мнению калининградских властей, поддержать бюджетным рублем.

    Опрошенные корреспондентом "РГ" рыбаки сообщили, что, получив долгосрочные квоты, они в первую очередь озаботятся вопросом модернизации своего флота, а лучше - заменой. Прибрежные промысловики заглядываются на современные норвежские маломерные суда, на которых работают на Балтике иностранные коллеги. Своими параметрами они как небо от земли отличаются от тех, на чем приходится выходить в море калининградцам. К примеру, наши МРТК типа "Балтика" вдвое проигрывают по мощности двигателя, а емкость трюмов вообще несравнима: в наши влезает максимум 15 тонн, в норвежские - 100. При этом еще у "Балтики" не предусмотрено охлаждение трюма, и рыбаки вынуждены либо сразу везти содержимое трала на берег, либо, гоняясь за косяком, хотя бы слегка пересыпать заранее запасенным льдом уже отправленную в трюм рыбу. А европейские рыбаки горя не знают - в просторных трюмах их современных судов рыба сохраняется свежей благодаря использованию так называемого жидкого льда.

    Впрочем, такого класса суда теперь можно заказать и в России. По информации Максима Будурацкого, еще в 2006 году на специализированной выставке в Санкт-Петербурге российские судостроители представили проект многопрофильного, с возможностью дооснащения и модернизации под разные виды промысла небольшого рыбодобывающего судна. Так что, грамотно спланировав свою работу на долгие десять лет, и калининградские рыбаки смогут, наконец, обзавестись маленьким, но мощным флотом.

    Поделиться