На днях в Бишкеке стартует саммит глав государств СНГ. Предполагается, что главной темой для обсуждения станет Стратегия экономического развития Содружества до 2020 года. Кроме того, по предложению Кыргызстана, в этом году председательствующего в СНГ, на рассмотрение президентов будет вынесен вопрос об определении сотрудничества в области энергетики ключевой сферой взаимодействия государств СНГ в 2009 году.
Для хозяев нынешнего саммита энергетический вопрос - далеко не праздный. Хронический дефицит электроэнергии в стране, веерные отключения потребителей, призывы властей к населению экономить электричество и использовать будущей зимой альтернативные источники тепла - мазут, уголь и кизяк - таковы сегодняшние суровые реалии Кыргызстана. Директор департамента СНГ при министерстве иностранных дел Киргизии Асеин Исаев поясняет: "Предстоящая зима для Кыргызстана ожидается тоже тяжелой. В целом страны Центральной Азии испытывают большие проблемы в сфере энергетики".
Однако энергетическая тематика актуальна для СНГ не только в контексте обеспечения энергетической стабильности и создания общей энергосистемы. По меньшей мере две из стран Содружества - Россия и Казахстан - играют далеко не последнюю роль в мировой атомной энергетике - отрасли, переживающей сегодня активный рост. "В последнее время в Европе и в мире можно констатировать всплеск интереса к строительству атомных станций как к надежному средству обеспечения энергетической безопасности", - говорит руководитель Центра политических исследований отделения международных экономических и политических исследований (филиал Института экономики РАН) профессор Борис Шмелев. Мир переживает "атомный ренессанс". Не остаются в стороне от мирового тренда и страны СНГ.
В России принята амбициозная программа развития атомной отрасли, создана госкорпорация "Росатом", объединившая атомную промышленность, энергетику и ядерный оружейный комплекс, чему нет аналогов в мире. Приоритеты развития - обогащение урана и строительство энергоблоков АЭС. Зампред Комитета Госдумы по энергетике Константин Зайцев рассказывает: "В 2006 году руководством страны была поставлена задача увеличения доли атомной генерации к 2020 году с сегодняшних 16 процентов до 25. В общей сложности должно быть введено в строй по обязательной программе 26 новых энергоблоков. Программа амбициозная, если учитывать, что за весь советский период было построено всего 30 энергоблоков".
Параллельно Россия строит 5 энергоблоков за рубежом. По данным К. Зайцева, помимо строительства атомных электростанций Россия обеспечивает 40 процентов мирового рынка услуг по обогащению урана и 17 процентов мирового рынка ядерного топлива.
Несколько раньше России атомную интеграцию завершил Казахстан, сформировав Национальную атомную компанию (НАК) "Казатомпром". Сейчас здесь активно наращивают добычу природного урана и готовятся к развитию собственной атомной энергетики. "В Казахстане осуществляется государственная программа развития "15 000 тонн урана к 2010 году", в рамках которой добыча урана растет на 25-30 процентов ежегодно", - говорит Евгений Винокуров, начальник отдела экономического анализа и консалтинга Евразийского банка развития, учредителями которого выступают Россия и Казахстан.
В настоящее время Казахстан по запасам урана занимает второе место в мире после Австралии. Президент "Казатомпрома" Мухтар Джакишев уточняет: "Наша республика располагает 19 процентами всех разведанных запасов урана. На ее территории разведано 129 месторождений и рудопроявлений урана. Запасы и ресурсы составляют 1690 тысяч тонн".
Планы увеличения производства дефицитного сырья есть и в Узбекистане, занимающем седьмое место в мире по объемам добычи урана (по итогам 2007 года) и седьмое же - по запасам этого металла. По данным "Интерфакс-Казахстан", монопольный оператор в урановорудной отрасли Узбекистана - Навоийский горно-металлургический комбинат - к 2012 году рассчитывает провести модернизацию и нарастить добычу в полтора раза.
В советский период предприятия ядерного топливно-энергетического цикла проектировались и создавались как части единого целого. Несмотря на полтора десятилетия раздельного существования, бывшие союзные республики пока еще не успели заметно перестроить свои доли "атомного наследства" СССР, и степень их технологической совместимости все еще очень высока. Но, что еще более важно, урановые и атомные комплексы России и среднеазиатских республик взаимно дополняют друг друга. Исторически сложилось так, что крупнейшие предприятия по добыче урана восточной части СССР расположились именно в Средней Азии: это юг Казахстана и Узбекистан. А вот львиная доля мощностей по переработке урана и производству высокотехнологичной продукции осталась в России. И сейчас есть все предпосылки для интеграции атомных отраслей стран СНГ в Азии по всей производственной цепочке.
Первые реальные шаги навстречу друг другу уже сделали российские и казахстанские атомщики. В 2006 году было объявлено сразу о трех масштабных инициативах: учреждено совместное предприятие "Заречное" по добыче урана на одноименном южно-казахстанском месторождении, на территории России на паритетной основе создан Международный центр по изотопному обогащению урана. Третье СП будет разрабатывать российско-казахстанский атомный реактор с энергоблоками нового типа. Столь интенсивное движение вперед дает основание руководителю "Росатома" Сергею Кириенко оптимистично заявлять: речь идет не просто о сотрудничестве в отдельных производствах, но о реальном восстановлении распавшейся технологической цепочки бывшего Министерства среднего машиностроения (Минсредмаша) СССР.
Будущий "среднеазиатский Средмаш" постепенно обретает конкретные очертания: Россия ("Север"), заинтересованная в новых источниках природного урана, готова в качестве своего вклада предложить "Югу" высокие технологии переработки и совместный выход на рынки третьих стран.
Основными участниками нового партнерства являются, безусловно, Россия и Казахстан. Но оказывается, что свою партию в возрождающемся "атомном оркестре" может сыграть и Бишкек. Урановые месторождения Киргизии были в основном выработаны еще в советское время, так что источниками сырья страна похвастаться не может. Но именно здесь, в 60 километрах от столицы республики, расположен Карабалтинский горнорудный комбинат (КГРК) - некогда крупнейшее в Средней Азии предприятие по производству химических концентратов природного урана.
Построенный в начале 1950-х годов для отработки уран-угольных месторождений Северной Киргизии КГРК (в то время Комбинат N 11 Минсредмаша СССР) вскоре был переориентирован на переработку руд близлежащих месторождений южного Казахстана. В 1969 году комбинат, к тому времени переименованный в Киргизский горнорудный, совместно с Волковской геологической экспедицией приступил к созданию на месторождении Уванас опытного полигона подземного скважинного выщелачивания, а с 1977 года начал здесь промышленную добычу урана этим методом. Без малого сорок лет КГРК верой и правдой служил советскому атомному комплексу, производя в год до трех с лишним тысяч тонн закиси-окиси урана.
С распадом СССР и стагнацией мирового уранового рынка поставки казахстанского сырья в Карабалту прекратились, остановилось и основное производство на комбинате. Удивительно, но факт: за более чем три года бездействия уранового производства на КГРК удалось сохранить работоспособный профессиональный коллектив, гидрометаллургический цех, лучшую в регионе научно-исследовательскую лабораторию. Проведенные недавно инспекции "Казатомпрома" и российского "Атомредметзолота" подтвердили: технологические процессы и оборудование КГРК в полном порядке и по-прежнему способны производить урановый концентрат по мировым стандартам качества. Но вынужденный простой не прошел даром: предприятие неуклонно накапливало долги, да и люди не способны ждать вечно. Комбинат стал серьезной головной болью руководства республики, начались напряженные поиски инвестора. Приватизация удалась лишь с третьей попытки: в начале 2007 года контрольный пакет акций комбината приобрела группа компаний "Ренова" В. Вексельберга.
Новым владельцам при поддержке президента К.С. Бакиева удалось договориться о возобновлении поставок уранового сырья, и в августе прошлого года комбинат вновь выдал долгожданный урановый концентрат. Сейчас на КГРК перерабатывается урановое сырье с южно-казахстанских месторождений Инкай, Моинкум, Мынкудук: вернувшись в строй, Карабалтинский горнорудный и в новых экономических условиях оказался востребован урановорудной отраслью Казахстана.
Производство на КГРК обеспечено всеми необходимыми химическими реагентами, квалифицированными кадрами, инфраструктурой. Дорогого стоят и признанный статус производителя качественной продукции, и наработанные схемы взаимодействия с международными контролирующими организациями.
"Ренова" в данный момент завершает исследования урансодержащих отходов, накопленных в хвостохранилищах комбината в течение полувека работы. По предварительным оценкам, запасы урана здесь могут составить до пяти тысяч тонн. Немного, но ведь заинтересовался же российский "Техснабэкспорт", например, узбекистанским месторождением Актау с запасами менее четырех с половиной тысяч тонн и даже подписал в 2006 году соответствующий протокол о создании совместного предприятия для его освоения! Даже если предположить, что из отвалов КГРК можно добывать хотя бы по 500-700 тонн урана в год, этот объем покроет около 10 процентов годовой потребности всего российского атомного комплекса в дефицитном сырье на протяжении нескольких лет.
Сейчас урановые хвостохранилища Киргизии изучают западные частные компании, а их работа финансируется правительствами европейских стран и США, Всемирным банком, ООН и другими международными организациями. А проект по исследованию урановых отходов в Ферганской долине, рассчитанный на 2006-2008 годы (Uranium Waste and Tailings Sites in the Ferghana Valley), выполняется непосредственно под руководством НАТО.
Трудно предположить, что Западом движет исключительно бескорыстное желание помочь небольшой среднеазиатской республике справиться с тяжелым наследием советского прошлого. Возможно, России, считающей Киргизию стратегическим партнером и частью сферы своих жизненных интересов, следовало бы более активно поучаствовать в решении проблемы здешних урановых отходов, к тому же если это сулит прямую экономическую выгоду. А самый перспективный "кандидат" для этого - урановые могильники КГРК в Карабалте.
Но не только запасами урана в хвостохранилищах ценен КГРК. В Киргизии уверены: включение комбината в восстанавливаемые Россией и Казахстаном кооперационные цепочки атомпрома может быть выгодно всем. Казахстан в лице КГРК получит производственные мощности по переработке возрастающих объемов природного урана, на которых уже сейчас можно ежегодно производить две тысячи тонн концентрата, а при условии проведения небольшой реконструкции - до трех тысяч тонн. Россия найдет надежного поставщика высококачественной закиси-окиси урана для дальнейшего обогащения на своей территории и производства продукции в интересах всех участников партнерства.
Думается, предстоящий Бишкекский саммит СНГ - идеальная площадка для обсуждения именно таких идей, соответствующих стратегическим интересам двух или нескольких стран-участниц. Причем в контексте сразу обеих заявленных тем - экономической интеграции и энергетики. Ведь любые разговоры о необходимости активизации сотрудничества будут оставаться лишь благими пожеланиями до тех пор, пока в "точках роста" и "центрах кристаллизации" не появляются конкретные проекты.