От Красноярска стартует третий этап акции "Литературный экспресс", в которой в целом участвуют 40 писателей, проезжающих маршрутом Москва-Владивосток.
Разумеется, первым местом Красноярского края, которое посетили известные прозаики Евгений Попов, Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Леонид Юзефович, Игорь Клех, был поселок Овсянка, родина Виктора Астафьева. Неописуемой красоты дорога в Овсянку, смотровая площадка с видом на Енисей, где стоит памятник Царь-рыбе и где молодожены оставляют на ограде трогательные защелкнутые замочки со своими именами, и, наконец, сам поселок, где в небольшом домике из двух комнат жил Виктор Петрович Астафьев, это даже не досто примечательность, а подлинная жемчужина этих мест.
В Овсянке выяснилось, что двое из писательской группы, Евгений Попов и Леонид Юзефович, знали Виктора Петровича Астафьева лично. Евгений Попов встречался с ним в Красноярске и Москве, а Леонид Юзефович общался с ним в Перми, где Астафьев прожил около 10 лет и где в 1966 году вышла одна из его первых книг - "Кража".
Леонид Юзефович: "Кража" - моя любимая повесть Астафьева, потому что я первой ее прочитал. Я тогда жил в Перми, вышла книга Виктора Петровича, я открыл ее посередине, начал читать и как-то мгновенно почувствовал, что вот настоящий большой писатель. И живет в моем городе, рядом. Потом я часто его видел. Он замечательно читал наизусть Николая Заболоцкого, которого очень любил. Вообще он был прекрасный исполнитель стихов.
Евгений Попов: Виктор Петрович был абсолютно живой, внутренне свободный и саморазвивающийся человек. Когда ему, уже пожилому, овеянному славой, сообщили, что есть такой писатель Владимир Набоков, он сразу прочитал его чуть ли не всего. Если при нем называли имя Розанова, он так прищуривался и спрашивал: "Василий Васильевич?" Однажды он выступал в Красноярской центральной библиотеке, это был 1984 год, разгар застоя, и его спросили: "Виктор Петрович, кто, по-вашему, сейчас самый лучший писатель?" "Мировой литературы? - спросил он. - Наверное, все-таки Маркес". - "А русской, советской литературы?" - "Ну, тут двух мнений быть не может, - не задумываясь, сказал Астафьев. - Солженицын, конечно!" Что началось! Моя жена работала тогда в энциклопедии, так им поступил циркуляр: немедленно убрать имя Астафьева! Потом все-таки сообразили, что делать этого нельзя, и дала отбой.
Говорят, что Виктор Астафьев не любил модернистов. Но в Красноярске жил его друг, замечательный художник Андрей Поздеев, картины которого после его смерти раскупили лучшие галереи мира. Астафьев вместе с Поздеевым учился в ФЗУ. Потом Астафьев ушел на фронт, а Поздеев попал в лагеря за кражу. Ведь общежитие ФЗУ - это была такая "малина". Там жили и воры. Они подговорили молодого Поздеева "подежурить", когда они грабили киоск. За это ему обещали кулек конфет. За этот кулек Поздеев получил два года. Андрея Поздеева называли красноярским Браком или Матиссом. Тем не менее Астафьев его очень любил, часто бывал у него в мастерской, когда жил в Красноярске.
Захар Прилепин: Меня всего перевернул, переломал роман Виктора Астафьева "Прокляты и убиты", особенно первая часть. Это тот случай, когда текст забирает тебя всего, даже против твоей воли. В то время, когда я читал Астафьева, я был радикально не согласен со многими его высказываниями, в том числе и об Отечественной войне. Но "Прокляты и убиты" оказались сильнее моих убеждений. Помните ту сцену, где расстреливают братьев-дезертиров? Это невозможно прочитать и не измениться внутренне! Конечно, военная проза Астафьева решительно расходится даже с тем, что писали о войне лучшие писатели-фронтовики: Быков, Бондарев, Бакланов. Единственный писатель, с кем его можно сравнить, это Константин Воробьев.