Мировой экономический кризис неизбежно приведет к падению мировых цен на нефть, пугают рынок эксперты. Им вторит и вице-премьер российского правительства, министр финансов Алексей Кудрин - "то, что они (цены на нефть) будут 70 долларов за баррель, такая вероятность тоже существует. Более вероятно, что цены на нефть (упадут) до 90 долларов за баррель или чуть ниже". В течение зимы 2008-2009 годов она вряд ли будет стоить ниже 80 долларов за баррель, добавил он.
По мнению помощника президента РФ Аркадия Дворковича, при цене в 100 долларов за баррель Россия будет чувствовать себя комфортно. При цене в 70 долларов, подсчитал глава минфина Алексей Кудрин, российский бюджет лишится профицита.
Но, в любом случае, не раз высказывался Дворкович, колебание цен на нефть не окажет существенного влияния на экономику страны. По его мнению, рост объемов добычи нефти на Ближнем Востоке повлияет на Россию намного больше. "Цены в пределах 70-700 долларов за баррель являются вполне комфортными", - пошутил он, передает агентство РИА "Новости". При этом он отметил, что для России гораздо более выгодными представляются умеренные колебания цен на уровне 100 долларов, чем резкие скачки, которые наблюдаются на рынке.
Однако ныне сложившаяся тенденция по снижению цены на "черное золото" на мировых рынках в условиях зарождающегося кризиса на российском финансовом рынке уже кажется несколько тревожной. Более того, цена нефти приближается к роковой безпрофицитной отметке для российского бюджета. Средняя мировая цена на нефть марки Urals, основного экспортного сорта России, в сентябре 2008 года составила 97,00 доллара за баррель против 73,78 доллара за баррель годом ранее, сообщил замначальника отдела таможенных платежей департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России Александр Сакович. Правда, доллар годом ранее весил по-другому, равно как и чувствовал себя российский финансовый рынок.
"Для достижения ожидаемой в текущем году российскими властями среднегодовой цены уровня 112 долларов за баррель нужно, чтобы в последний квартал цена на нефть составила не ниже 125 долларов за баррель в среднем. Но для этого должна повториться ситуация бурного роста, которая наблюдалась с мая по июль", - заметил он. Цена на нефть перестала расти в августе, более того, она стала снижаться и составила в среднем за последний летний месяц 111,51 доллара за баррель. Тенденция эта может продолжиться.
Пока же правительство с 1 октября снизило ставку экспортной пошлины на вывоз сырой нефти почти на четверть - с 495,9 до 372,2 доллара за тонну. А планировалось, к слову, с 1 октября установить пошлину в размере 495,9 доллара за тонну, пояснил Александр Сакович. Но снижение мировых цен на нефть развеяло все планы.
Напомним, что последнее снижение ставки датируется 1 апреля 2007 года, а с 1 июня она непрерывно росла вслед за ростом мировых цен на нефть. С октября, объяснил Сакович, будет не просто первое за долгое время снижение пошлин. Вывозные цены на нефть и нефтепродукты установлены на уровне ниже предельного: ставка пошлины на светлые нефтепродукты составила 263,1 доллара, на темные - 141,7 доллара за тонну. Связано это с тем, что резкое снижение цен на нефть в начале сентября заставило нефтяников обратиться за помощью к государству. В результате сектор получит поддержку в 140-145 миллиардов рублей. Еще 1,06 миллиарда рублей будет сэкономлено компаниями за счет экспорта нефтепродуктов, а около 4,5 миллиарда долларов - за счет сырой нефти.
Согласно данным минэнерго США, за неделю, завершившуюся 26 сентября, коммерческие запасы "черного золота" увеличились на 4,3 миллиона баррелей - до 295,5 миллиона баррелей. А эксперты, напомним, прогнозировали сокращение этих запасов на полтора миллиона баррелей. Одновременно выросли и резервы бензина до 179,6 миллиона баррелей (рост на 900 тысяч баррелей).
Это говорит о том, что автомобилисты и предприятия предпочитают экономить и не спешить доводить потребление нефтепродуктов до прежнего уровня. Что подтверждает тенденцию спада спроса на "черное золото" и продукты ее переработки. Подъем произойдет лишь в случае оживления темпов экономического роста, что маловероятно в условиях финансового кризиса.