Результаты работы столичных инспекторов, проводящих выездные проверки, станут проверять рабочие группы, в состав которых войдут квалифицированные налоговики. В приказе управления Федеральной налоговой службы по Москве от 1 сентября 2008 года прописан регламент создания этих групп и их функции. По мнению экспертов, этот регламент позволит исключить субъективное мнение отдельных инспекторов и повысит ответственность за результаты контрольной работы.
Эти рабочие группы будут рассматривать материалы проверок, по которым предполагаемая сумма доначислений подозрительно мала (до 10 тысяч рублей) либо, напротив, велика и требует контроля - от 50 миллионов рублей. В состав спецгрупп входят заместитель руководителя и начальники отделов УФНС, об этом сообщила газета "Учет. Налоги. Право". Вводимая УФНС система проверок будет устроена так, чтобы сделанные рабочей группой выводы сотрудники инспекции успевали учесть еще до окончания проверки.
Сейчас именно визиты к налогоплательщику стали для ФНС основным методом контроля. При этом согласно отчету ФНС в первом полугодии 2008 года выездные проверки ФНС оказались в две тысячи раз эффективнее камеральных, при которых инспектора работают с запрошенными у компаний документами без визита к налогоплательщику. Так, средняя результативность выездной проверки достигает 3,7 миллиона рублей, а камеральной - только 1,8 тысячи рублей.
Всего за первое полугодие управления ФНС провели по России 28 миллионов камеральных налоговых проверок и 44 тысячи выездных. По их результатам было доначислено 49,3 и 161,8 миллиарда рублей налогов соответственно.
Этот регламент направлен в первую очередь на повышение качества и результативности проводимых выездных налоговых проверок. Прежде всего это касается проверок крупнейших налогоплательщиков и налогоплательщиков, относящихся к "группе риска". При этом в "группу риска" попадают организации, периодически декларирующие убытки, имеющие уровень рентабельности ниже среднеотраслевого, заявляющие большие суммы налоговых вычетов по НДС, выплачивающие низкую заработную плату и т.д. (все эти факторы уже не раз озвучивались налоговыми органами, полный перечень таких факторов приведен в пп. 2 п. 7 регламента). Теперь проведение выездных налоговых проверок указанных налогоплательщиков будет напрямую контролироваться рабочей группой, созданной в управлении ФНС по Москве, причем контроль будет производиться с момента принятия решения о проведении проверки до момента вручения решения по итогам налоговой проверки.
С одной стороны, применение указанного регламента должно снизить количество сомнительных и бесперспективных в судебном плане доначислений. Ведь, по статистике 2007 года, по результатам обжалования в вышестоящем налоговом органе решений, вынесенных по итогам выездных налоговых проверок, значительная доля жалоб налогоплательщика была признана обоснованной. С другой стороны, что более существенно и важно, утвержденный регламент направлен прежде всего на углубление контроля и повышение качества контрольной работы территориальных налоговых инспекций. При анализе материалов выездных налоговых проверок теперь будут использоваться информационные ресурсы федерального и регионального уровней; и на подготовительном этапе, и при проведении проверки специалисты территориальных инспекций будут получать рекомендации сверху, корректирующие работу инспекторов с учетом сложившейся практики, считает Наталья Новикова, ведущий консультант "Интерком-Аудит".