07.10.2008 03:49
    Поделиться

    Эксперты: Автомагистралям Алтая нужен один хозяин

    Водители требуют от властей определить - кто на дороге главный

    Автомобилисты предлагают создать единый диспетчерский центр, который будет курировать вопросы установки светофоров, нанесения дорожной разметки и других средств организации движения в населенных пунктах.

    Проблемные участки

    Алтайский край входит в десятку регионов с высокой аварийностью на дорогах. Ужесточение ответственности за нарушение правил дорожного движения на улучшение ситуации серьезно не повлияло. Аварий не стало меньше, погибших под колесами тоже.

    Автолюбители и специалисты считают, что проблема решится, как только на дороге появится один хозяин. Сегодня установкой светофоров, нанесением разметки, строительством магистралей и другими дорожными работами занимаются совершенно разные предприятия. На последнем заседании краевой комиссии по безопасности движения заместитель губернатора Яков Ишутин отчаянно пытался разузнать у руководителей этих организаций, кто конкретно должен следить за порядком на дороге. И не услышал ответа. Потому что если ответственность коллективная, то, как правило, не с кого спросить.

    Наверное, поэтому дорожные знаки и светофоры зачастую установлены там, где им вовсе не место. Во всех без исключения городах края вместо прерывистой разметки на дорогах появились сплошные линии. Стало просто невозможно совершать сложные маневры, не нарушив правил. Дошло до смешного: водители не могут "пробраться" к стоянкам гипермаркетов, потому что вокруг них все изрисовано двойными сплошными линиями.

    В Барнауле самый проблемный - Павловский тракт. Не уступают ему Ленинский, Красноармейский проспекты и практически все другие оживленные трассы. В качестве примера вопиющей безграмотности при установке средств организации дорожного движения водители называют перекресток улиц Попова и Энтузиастов. Здесь поставили автобусную остановку, к которой через дорогу нанесена "зебра". Когда "маршрутки" останавливаются, то перекрывают подход пешеходам. В этом месте люди не раз попадали в ДТП, но воз и ныне там.

    - Таких опасных перекрестков много во всех населенных пунктах, - сокрушается декан автотранспортного факультета Алтайского государственного технического университета Александр Токарев. - Встречается немало знаков, которые противоречат или взаимоисключают друг друга, но больше всего водителей возмущает, что в таких местах обязательно стоят инспектора...

    Центр для контроля

    На днях с жалобой на сотрудников ГАИ в редакцию обратился водитель с пятилетним стажем Евгений Данилов. Он, как и другие автомобилисты, уверен, что инспектора "в своих интересах" пользуются нечеткостью дорожной инфраструктуры.

    - Доказать сотруднику ГАИ свою правоту невозможно, - поясняет Данилов. - На днях меня лишили прав за то, что я якобы превысил скорость на трассе, где шел ремонт полотна. Я не доехал до знака об ограничении скорости и свернул в населенный пункт, потом развернулся обратно. Через пару километров меня остановили сотрудники ГИБДД и отобрали права. Спрашивается, за что? Ведь я даже не проезжал мимо знака…

    Единый диспетчерский центр поможет полностью пересмотреть "политику" безопасности движения

    Данилов подал на инспекторов в суд и, вероятнее всего, его выиграет. Доказать вину водителей непросто - сотни дел рассыпаются еще на административном рассмотрении. В качестве доказательства нужно снять нарушение на видео или привести на комиссию двух свидетелей.

    - От неразберихи с дорожными средствами организации движения сотрудники ГИБДД страдают не меньше автолюбителей, - говорит старший преподаватель кафедры организации безопасности дорожного движения технического университета Сергей Ульрих. - Есть грамотные водители, которые могут легко доказать гаишнику, что разметка или знак установлены с полным несоблюдением нормативов государственных стандартов. Инспектора разводят руками и ничего не могут поделать.

    По словам председателя Федерации автовладельцев Алтая Виктора Клепикова, решить проблему несогласованных действий всех служб поможет создание комплексной комиссии по установке светофоров, нанесению разметки и других дорожных средств. Если появится единый информационный центр, курирующий эти вопросы, то дорога станет гораздо безопаснее. В рамках этой работы первым делом автолюбители предлагают сократить количество знаков "Обгон запрещен", при нарушении которых десятки водителей лишились прав.

    - Контролирующие структуры предпочитают ставить этот знак без указания дальности его действия, - говорит Виктор Клепиков. - Если на протяжении, допустим, 15 километров после него не встречается перекрестков, то автолюбителям приходится держать указанную скорость. Все понимают, что это дополнительный заработок для инспекторов, которые, по-другому и не скажешь, "охотятся" за водителями.

    Специалисты предлагают шире посмотреть на проблему некачественной дорожной инфраструктуры. Ведь нелепые знаки и разметка появляются в тех местах, где дорожники из благих намерений стараются разгрузить пассажиропоток. По мнению ученых АлтГТУ, единый диспетчерский центр должен заставить власти полностью пересмотреть "политику" безопасности на дороге. Очевидно, что предпринимаемые меры по расширению центральных проспектов городов не помогут избавиться от пробок и снизить аварийность.

    Нужно, наоборот, выводить автомобили из центра, считают эксперты. Новый генеральный план Барнаула должен учитывать пожелания автомобилистов, а пока он имеет много недоработок.

    Комментарий

    Сергей Суббочев, начальник отдела дорожной инспекции и организации дорожного движения краевого управления ГИБДД:

    - Размещение средств организации дорожного движения контролирует ГИБДД. Между тем, в городах края встречается немало пешеходных переходов или разметок, которые не соответствуют требованиям безопасности. Вопрос упирается в то, что элементарно не разрабатываются проекты организации дорожного движения. ГАИ пытается исправить ситуацию, но, поверьте, иногда очень сложно просто перенести на безопасное место ту же самую автобусную остановку. По ФЗ "О безопасности движения" и "Об общих принципах организации местного самоуправления" обеспечение мероприятий по организации дорожного движения и безопасности возлагается на владельцев улиц и дорог, которые их содержат. Проводится такая работа опять же на основе проектов схем организации дорожного движения. С советских времен система содержания, строительства и эксплуатации дорог закреплена за "Росавтодором". Однако не создана дорожная структура, которая курировала бы этот вопрос в границах муниципальных образований. Знаки и другие средства организации движения устанавливают различные организации, которые выигрывают тендер на проведение работ. В небольших городах - Камне-на-Оби, Рубцовске и Белокурихе - таких профессиональных предприятий просто не существует. Как нет и проектов организации дорожного движения. Кто их должен проводить? В законодательстве сказано, что инициировать и разрабатывать подобные проекты обязаны органы местного самоуправления.

    Поделиться