Губернатор Тульской области Вячеслав Дудка рассказывает о том, какие проблемы обсудят на форуме представители бизнес-сообществ регионов, а также об экономических достижениях и перспективах Тульской области.
- Тема III Тульского экономического форума - "Финансовая система - основа развития регионов". О чем пойдет речь? Будет ли этот форум отличаться от предыдущих?
- Два года назад мы представляли наш регион как территорию, имеющую все условия и предпосылки для ускоренного экономического роста. Теперь его темпы заметно опережают среднероссийские. На втором форуме стремились обозначить переход региона к управляемому устойчивому развитию. Была презентована долгосрочная Стратегия социально-экономического развития области и стратегические приоритеты инвестиционной политики.
На этот раз мы обращаемся к еще более тонким механизмам и инструментам развития, которые для государства и всех участников рынка в современных условиях приобретают решающее значение. Речь идет о финансовой составляющей инвестиционной деятельности. Новые вызовы - политические, социальные и экономические - ставят перед финансовым рынком важнейшие задачи. Во-первых, финансовая система должна служить фундаментом, формирующим конкурентоспособность регионов и страны, создавать условия для инновационного экономического роста. Во-вторых, она должна обеспечивать приток масштабных инвестиций в реальную экономику и развитие малого и среднего бизнеса. И в-третьих, исполнять функцию обеспечения социальной стабильности и гарантий.
В этой связи актуален вопрос создания в России финансового центра международного уровня. Значимость этого проекта для экономики страны будет во многом зависеть от проработки его региональной составляющей. Финансовый центр в Москве, где инвесторы ищут лишь налоговые льготы и облегченное регулирование, без мощной региональной инфраструктуры принесет мало пользы реальному сектору. Московский фондовый рынок, безусловно, активизируется. Однако основная часть финансовых средств будет уходить за рубеж. Российские нефинансовые компании при этом будут по-прежнему проигрывать в конкуренции за долгосрочные ресурсы. Другими словами - такой финансовый центр не станет работать на повышение конкурентоспособности российских предприятий, особенно региональных.
С учетом масштабов страны есть возможность реализовать проект финансового центра как основы общероссийской финансовой системы. Московский центр концентрации капитала должен быть дополнен распределенной по территории страны сетью региональных операторов. Только при выполнении этого условия проект принесет ощутимую выгоду, станет основой развития экономики России и инвестиционно-привлекательных регионов.
Построение мощной финансовой инфраструктуры является важным фактором роста объемов инвестиций в реальный сектор экономики Тульской области. У нас зарегистрировано 4 кредитных учреждения и 33 структурных подразделения банков других регионов. В ближайшие годы эта система должна измениться - количественно и качественно. Темп роста количества банковских организаций на 100 тысяч жителей в Тульской области уже превышает средний по России.
Малые региональные банки способны демонстрировать высокую эффективность работы и принятие социально ответственных решений. Чтобы реализовать этот потенциал, необходимо активнее привлекать их к участию в реализации региональных программ поддержки малого бизнеса и приоритетных отраслей экономики, а также к более широкому внедрению системы безналичной оплаты коммунальных платежей.
В Тульской области открыли филиалы самые мощные банки страны - Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Райффайзенбанк, Уралсиб и другие. Многие из них при реализации договоров кредитования реального сектора экономики области оказывают заемщикам услуги финансового менеджмента, участвуют в составлении бизнес-планов. Это повышает качество документов, снижает кредитные риски и одновременно содействует организации лучшего управления предприятиями. Такая деятельность выгодна и банкам, и заемщикам. Однако этого мало. Региональную сеть необходимо дополнить сетью допофисов и операционных касс в малых городах и поселках. Тогда жители сельских поселений смогут оперативно получать качественные банковские услуги.
Банковская система региона должна служить каналом притока масштабных инвестиций в ключевые отрасли промышленности региона - машиностроение, черную металлургию, химическую и пищевую промышленность. Увеличивать потенциал их роста и обеспечивать возможности для внедрения инноваций.
Банковский сектор, который на 85 процентов сформирован из активов российских финансовых институтов, обеспечивает пока лишь 10 процентов инвестиций в основной капитал предприятий. В 2 раза больше дают бюджетные источники. Более 40 процентов вложений - собственные средства предприятий. Если взять статистику по области, то наши предприятия самостоятельно финансируют почти 50 процентов своих капитальных инвестиций. Этот вид капиталовложения наименее эффективен с точки зрения обеспечения ускоренного роста. Он способствует консервации существующей, далекой от оптимальной, структуры экономики.
Ресурсы есть, но из-за слабости финансовой инфраструктуры они перераспределяются внутри крупных бизнес-корпораций и не доходят до средних и малых предприятий. Перекосы в структуре экономики могут быть преодолены только за счет эффективного размещения ресурсов при посредничестве мощного банковского сектора. Что для этого, на наш взгляд, нужно сделать на федеральном и местном уровнях?
Во-первых, выработать новую концепцию распределения финансовых ресурсов и от прямого выделения бюджетных средств перейти к системе, основанной на принципах кредитования. Благоприятный инвестиционный климат территорий должен быть поддержан надежной финансовой инфраструктурой, через которую ресурсы будут приходить в регионы, - это банки, лизинговые, факторинговые компании.
Задача региональных органов власти - определить приоритетные направления инвестирования и реализовать соответствующие стимулирующие меры, среди которых - субсидирование процентной ставки, ускоренное предоставление земли под застройку, льготы по региональной части налога на прибыль предприятиям, осуществляющим модернизацию производства. Еще одно важное направление - поддержка кредитных организаций в формировании ресурсной базы, в том числе через конкурсное размещение свободных остатков средств бюджета в банках, оказание содействия при расширении филиальной сети.
- Как развитие финансовой системы повлияет на условия жизни населения?
- Финансовая система, на базе которой будут развиваться ипотека и образовательное кредитование, сможет обеспечить населению региона эффект так называемого "социального лифта", способствуя повышению не только уровня доходов, но и качества жизни. За несколько лет произошли существенные изменения: увеличились реальные денежные доходы и заработная плата, укрепляется система социальной защиты. Однако это пока слабо отражается на качестве жизни большинства пожилых людей.
Требуется продолжение пенсионной реформы, достижение сопоставимого с экономически развитыми странами коэффициента замещения пенсией заработной платы. Демографическая нагрузка растет, и, чтобы обеспечить пожилым достойный уровень соцгарантий, требуется создание мощной пенсионной системы. Она не может быть распределительным механизмом - основная часть, безусловно, должна привлекаться непосредственно от населения через негосударственные пенсионные фонды, страхование жизни.
Банки могут эффективно содействовать государству в повышении уровня доходов и качества жизни населения. Ключевыми сегментами, обеспечивающими "социальный лифт", являются ипотека, которая создает условия для повышения доступности жилья, и образовательные кредиты, работающие на профессиональный рост граждан. В том числе тех, кто не способен оплачивать обучение за счет текущих доходов или сбережений. Активизация кредитных и сберегательных операций населения работает на повышение ответственности граждан за свое благосостояние через формирование навыков управления личными финансами.
В Тульской области, кстати, только за первое полугодие 2008-го выдано ипотечных кредитов на сумму порядка 3 миллиардов рублей. Для сравнения: за весь 2006-й - менее 1 миллиарда. Многое можно сделать на региональном уровне. Во-первых, это мероприятия по повышению финансовой грамотности.
Граждане должны знать о выгодах и рисках использования финансовых инструментов, в том числе банковских кредитов и вкладов. Поддержка расширения системы безналичных расчетов, в том числе за коммунальные платежи, может способствовать росту депозитов на счетах населения и общему повышению качества жизни. Необходимо повышать и доступность финансовых услуг, развивать дистанционные механизмы - мобильный и интернет-банкинг, использование технологий почтовой связи, работу через розничных агентов…
- Минувший год был успешным для Тульской области. По темпам развития она выдвигается в первые ряды регионов с несырьевой экономикой. Область, как говорят специалисты, стала "узнаваемой".
- Формирование путей решения проблем экономического роста в условиях растущей рыночной конкуренции, по сути, должно опираться на экстраординарные факторы, выделяющие регион из общей массы. Остановлюсь на тех особенностях хозяйственного уклада, которые позволяют назвать Тульскую область территорией перспективного экономического развития.
На рынке инвестиций различные факторы имеют разный вес. На начальном этапе перехода к рыночной экономике решающими стали стратегическое расположение региона на транспортных магистралях - автомобильных, железнодорожных, трубопроводных, энергетических (по направлениям Москва - юг, Москва - Дон), наличие местных источников сырья, близость емкого московского рынка.
Благоприятное стечение обстоятельств обусловило многопрофильный характер экономики области. Прежде всего, мы имеем диверсифицированный промышленный сектор, в котором доминируют 4 отрасли: черная металлургия, машиностроение, химическая и пищевая промышленность. На протяжении десятилетия эти отрасли попеременно лидировали, за исключением пищепрома, на который мы тем не менее возлагаем большие надежды. Это предопределяет высокую устойчивость региональной экономической системы. Тульская область лишена многих угроз моноотраслевых хозяйственных систем.
Что нами сделано и делается для повышения конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности? В первую очередь мы определились со стратегическими приоритетами. Немаловажный фактор развития региональной экономики в рыночных условиях - открытость и прозрачность намерений государственной власти. С целью обозначить основные положения государственной экономической политики, направленной на выстраивание конструктивных отношений между властью и бизнесом, разработаны и утверждены Программа социально-экономического развития до 2010-го и Стратегия социально-экономического развития области до 2028 года.
Активно формируется законодательная база, ориентированная на стимулирование инвестиционной деятельности через систему налоговых льгот; разрабатываются целевые бюджетные программы повышения инвестиционного потенциала Тульской области, поддержки экспорта, развития научно-технического потенциала. Мы готовы выделять зоны приоритетного развития на территориях комплексного промышленного и аграрного освоения с высокой долей инновационных технологий.
Проблемы, которые мы обсуждали ранее и будем обсуждать на предстоящем форуме, волнуют большую часть бизнес-сообщества России, они характерны для многих регионов. Поэтому актуальной оказалась такая форма сотрудничества между региональными властями, как клуб вице-губернаторов по экономике и инвестициям, предложенная и реализованная администрацией Тульской области. В первом заседании участвовали представители 38 регионов, в этом году ожидается еще больше. По той же причине в форуме принимают участие ведущие бизнесмены, авторитетные эксперты и представители научных кругов. Можно рассчитывать на высокую эффективность принятых на форумах совместных решений в деле выстраивания партнерских отношений между властью, бизнесом и общественностью, направленных на социально-экономическое развитие территорий. Не менее важно для нас, организаторов, успешно провести экспозиционную часть, качественно презентовать российскому и зарубежному экономическому сообществу потенциал Тульской области.
Между регионами прослеживается жесткая борьба за инвесторов. Каждый ищет свои методы и механизмы их привлечения. Экономический форум - одно из таких средств. Можно сказать, что наш регион достойно конкурирует с соседями по ЦФО по привлечению инвестиций. По этому показателю мы уже входим в "десятку". Официальная статистика говорит, что за первое полугодие 2008-го объем привлеченных инвестиций вырос более чем на 15 процентов по сравнению с тем же периодом 2007-го и составил 13,6 миллиарда рублей. Многие запущенные проекты рассчитаны на долгосрочную перспективу. Это означает, что средства будут стабильно привлекаться в течение минимум 5-7 лет. Значит, перспективы области выглядят внушительно.
Делая акцент на отличительных чертах экономики региона, создавая условия и разогревая инвестиционный бум, мы видим сразу несколько значимых целей. Важнейшая - рост качества жизни населения, который будет проявляться не только в финансовом благополучии, но и в новых возможностях для творческой самореализации человека. Другая цель - реализация потенциала региона в условиях, когда на первый план выходят задачи управляемого развития. Залогом экономического роста территории, уверен, послужат деловые контакты и подписанные соглашения, намеченные к исполнению по итогам III Тульского экономического форума.