Белгородских школьников научат свободно говорить по-английски и водить автомобиль

В Белгородской области стартовала реформа системы образования. Власти сделали ставку на три базовых направления - физподготовку, обучение иностранному языку и профориентацию.

Финансовые вливания - сотни миллионов рублей из регионального бюджета - пойдут на повышение оплаты труда педагогов и на улучшение материально-технической базы, на реализацию новых образовательных программ.

Welcome to детсад

Своего рода "пилотный проект" новой системы обучения реализуется в городе Губкине.

Тридцать пятый детсад восемь лет назад перешел "под крышу" муниципалитета. До этого "Родничок" долгое время был ведомственным учреждением.

Однако о смене собственника коллектив сада не жалеет. Бывшие шефы - местное горнодобывающее предприятие - по-прежнему помогает детишкам. Сегодня "Родничок" - одно из лучших ДОУ в городе. Обучение иностранному языку по программе, разработанной белгородскими специалистами, здесь начинается чуть ли не с пеленок.

В учебных заведениях планируется возродить некогда исчезнувшие кабинеты профориентации

- К нам приводят на занятия детей из соседних дошкольных учреждений, - говорит заведующая детским садом Любовь Муханова. - Обучение английскому актуально как никогда. К тому же мы единственные, у кого есть свой лингафонный кабинет.

В следующем году в Белгородском госуниверситете состоится первый выпуск педагогов дошкольного образования с дополнительной специализацией - "английский язык". Кадровой проблемы с преподавателями иностранного в белгородских детских садах, уверяет начальник областного департамента образования, культуры и молодежной политики Юрий Коврижных, не будет. Таким "английским" садом в перспективе должно стать каждое ДОУ региона. В школах готовы обучать второму языку с первого класса и "вести" ребенка все одиннадцать лет.

Школа №1. Урок биологии. Преподавание идет на иностранном. Сегодня здесь, как и в "Родничке", уже перешли на новую форму работы - помимо биологии, на английском ведут и другие предметы. Пока система только отстраивается. Занятия проводят по два педагога. В будущем планируется организовать курсы английского языка для всех преподавателей области.

Урок как соревнование

Еще одно нововведение касается подходов к организации уроков физкультуры. Если раньше этот предмет считался второстепенным, то теперь ситуация в корне меняется. Начиная с этого года в белгородских общеобразовательных учреждениях вводится четыре часа физкультуры еженедельно. Фактически учеников ждет "спортивный" день. Помимо спаренных уроков физподготовки в расписании будет стоять один-два "легких" урока - пение или рисование. Школьники Губкина уже обучаются по новой системе.

Уроки физкультуры в параллелях проходят в одно и то же время, совместно, в виде межшкольных спортивных соревнований.

- Руководят такими уроками преподаватели физкультуры, - рассказывает начальник управления образования и науки городского округа Ольга Башкатова, - которые осуществляют методподготовку. Кроме того, с детьми, к примеру, в спорткомплексе "Горняк" работают тренеры, сотрудничающие с управлением образования по договору. Задействованы все спортивные объекты города. Соревнования проходят для 5-8 классов - именно этот возраст, по мнению психологов и медиков, оптимален для занятий спортом. Младшие классы обучаются по такой же системе, только играют не в футбол или волейбол, а более простые народные игры типа лапты. Кроме того, для 19 сельских школ еженедельно проводятся дни здоровья - ребят привозят в Губкин на автобусах и они занимаются в современных спорткомплексах.

Одно из достоинств такой методики - одновременная работа со всеми учениками. Раньше, по статистике, школьник занимался на уроке физкультуры менее двадцати минут. Сегодня - несколько часов подряд.

Работа на заказ

С этого учебного года во всех школах области введено обязательное обучение вождению автомобиля. Права категории "Б", по замыслу авторов идеи, должен иметь каждый выпускник. Для этих целей общеобразовательные учреждения региона получат в ближайшее время 150 легковушек. Вождение - только одно из направлений работы. Планируется возродить исчезнувшие некогда кабинеты профориентации, обучение ребят различным специальностям.

Отдельный разговор - об учреждениях начального профобразования. В условиях кадрового кризиса и дефицита специалистов рабочих профессий система НПО становится важнейшим направлением, куда следует вкладывать "образовательные" деньги. Во всяком случае, таково мнение белгородских властей.
Для реанимации училищ и колледжей предлагается привлечь потенциальных работодателей.

- Мы сотрудничаем с горно-обогатительным комбинатом, - рассказывает директор одного из белгородских профессиональных лицеев Николай Дулькин. - Заключены договоры с другими предприятиями, даже действующими за пределами области. Мы понимаем, что без материальной базы квалифицированных специалистов подготовить невозможно. В свое время шефы купили нам лабораторию за 650 тысяч рублей, постоянно помогают оборудованием. Устраивает такой принцип работы и потенциальных работодателей.

- Ежегодно мы формируем заказ на подготовку специалистов, - рассказывает начальник управления кадров горно-обогатительного комбината Юрий Королев, - и ежегодно получаем по 150 специалистов, которые полностью покрывают наши потребности. Кадровая служба отслеживает весь процесс обучения и готовит места для прохождения практики.

Однако есть у учреждений НПО и трудноразрешимые проблемы. Во-первых - это преподавательский состав. Сейчас средний возраст мастеров производственного обучения перевалил за пятьдесят лет. Во-вторых, материальная база - помочь в этом могут только работодатели. Высказываются идеи о полном переходе средне-специальных учебных заведений под крыло крупных компаний, испытывающих дефицит профессионалов. Такое частно-государственное партнерство, по мнению областных властей, будет выгодно всем - и работодателям, которые получат специалистов, и учебным заведениям, ищущим финансирование, и молодежи, желающей получить востребованную профессию.

Комментарии

Юрий Коврижных, начальник областного департамента образования, культуры и молодежной политики:

- Для того, чтобы программы обучения, что используются сегодня в губкинском "Родничке", начали применяться во всех дошкольных учреждениях - а их в области 638 - воспитателям необходимо пройти переподготовку. Кроме того, в следующем году в Белгородском госуниверситете состоится первый выпуск по специальности "Дошкольное образование" - с дополнительной специализацией "Английский язык".

Николай Осипов, председатель областного Совета директоров учреждений начального профессионального образования:

- Я предложил бы открыть инженерно-педагогический факультет или отделение для подготовки педагогов, сочетающих в себе функции преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения. Практическое обучение построить на базе лучших лицеев. Уже в конце следующего года каждое учреждение НПО может направить туда несколько своих выпускников - с гарантией последующего трудоустройства.