На курортах Кавминвод разрушаются уникальные архитектурные сооружения. Деятели культуры Кисловодска готовят обращение в правительство РФ с просьбой наладить контроль за сохранностью и использованием объектов исторического наследия. В том, что больше угрожает достоянию государства - время или равнодушие чиновников, разбиралась корреспондент "РГ".
Территория запустения
В Кисловодске гибнет удивительный памятник зодчества и культуры, одно из красивейших строений города, его визитная карточка - Главные нарзанные ванны. Вот уже много лет здание, украшенное затейливыми башенками в индийском стиле и майоликовой мозаикой, автором которой является сам Врубель, пребывает в полном запустении. Построивший его к 100-летию Кисловодска талантливый зодчий Андрей Клепинин даже в кошмарном сне вряд ли мог предположить, что к следующему вековому юбилею курорта его детище приобретет столь удручающий вид. Неотапливаемое, беззащитное перед ветрами, дождями и морозами здание рушится на глазах: по стенам ползут трещины, рассыпается кирпич, местами уже утрачена уникальная майолика.
А ведь еще шесть лет назад здесь можно было принять минеральную ванну. Тогда объект находился в собственности профсоюзов. Даже в суровые 1990-е годы, когда на курорт почти перестали приезжать отдыхающие, коллектив учреждения делал все, чтобы сохранить здание. Его эксплуатация закончилась в 2002 году, когда ванны вместе с Нарзанной галереей, кисловодским курортным парком, комплексом санатория имени Орджоникидзе и подобными объектами в других городах-курортах взяло на баланс государство в лице ФГУ "Федеральный медицинский центр Росимущества". Казалось бы, теперь архитектурное наследие в надежных руках. Кому как не государству следить за его сохранностью?
Сувениры вместо культуры
Последний раз ванны реставрировались еще 30 лет назад, зато сразу после их передачи в Федеральный медцентр в правом крыле исторического здания открылся магазин. Не лучшая судьба постигла и другой архитектурный памятник общероссийского значения - Нарзанную галерею.
- До 80-х годов прошлого века галерея была не просто питьевым бюветом, а своеобразным культурным центром Кисловодска, - рассказывает заслуженный деятель искусств, писатель и краевед Борис Розенфельд. - Здесь проходили творческие встречи, литературные вечера и даже балы. Но постепенно здание стало утрачивать свое первоначальное предназначение, поток курортников, жаждущих испить нарзана, иссяк, так как санатории обзавелись собственными бюветами, культурные мероприятия тоже перестали проводиться. Сегодня эксплуатируется лишь небольшая часть сооружения, остальная стоит заброшенной и постепенно разрушается.
Год назад из Нарзанной галереи по решению суда выселили курортную библиотеку - старейшее учреждение культуры Кисловодска, обладающее раритетным книжным фондом и богатейшей историей. С ней связаны около 300 имен русских писателей, художников, композиторов.
- Сложился такой вот юридический казус: библиотека, являющаяся структурой Федерации независимых профсоюзов, не могла больше находиться в здании, где она располагалась десятки лет, потому что оно перешло в собственность государства, - рассказывает директор учреждения, депутат думы города и заслуженный работник культуры Людмила Крещенович. - С тех пор наше бывшее помещение не эксплуатируется, в нем отключено отопление. Больно смотреть на заросшие травой ступеньки, рассохшиеся рамы и облупленный балкон. На фоне отремонтированного Курортного бульвара это жалкое зрелище. Почему-то для торговли вазами и сувенирами в Нарзанной галерее место нашлось, а для культуры нет.
Верните реставрацию
- Меня очень беспокоит судьба этих уникальных исторических объектов. Не откроют ли в них новый бутик или очередной ресторан, которых в центре города и без того уже больше десятка? - спрашивает Борис Розенфельд.
Получить ответ на этот вопрос у руководителя филиала ФГУ "Федеральный медицинский центр Росимущества" - санатория имени Орджоникидзе Ильи Вишневского - пытались многие краеведы, депутаты, журналисты, специалисты по охране памятников. Но безуспешно.
- Если у медцентра нет денег, чтобы привести в порядок и содержать свои объекты, значит, их нужно передать в другие руки, - считает директор кисловодского муниципального учреждения по сохранению, использованию и реставрации памятников истории и культуры "Возрождение" Евгений Щучкин. - Часть из них готово принять территориальное управление министерства имущества края, с которым наша организация сотрудничает вполне плодотворно.
С 1968 года за сохранностью исторического наследия Кисловодска следила местная организация Всесоюзного общества охраны памятников истории и культуры. Вот уже семнадцать лет это дело продолжает муниципальное учреждение "Возрождение". При его активном участии в городе отреставрированы музей-усадьба Ярошенко, дача Шаляпина, исторический комплекс "Крепость".
- Однако сегодня функции заказчика на проведение реставрационных работ переданы в ведение единой службы минкультуры РФ, которая работает неэффективно - из Москвы трудно уследить за тем, что делается в Кисловодске. Я считаю, что нужно срочно вернуть эти функции на места, и это мнение разделяют все мои коллеги из разных регионов страны, - утверждает Евгений Щучкин.
Дух Лермонтова
За последние полвека Кисловодск безвозвратно утратил часть своего очарования: разрушено здание дачи "Мавритания" на бывшей Эмировской улице, на месте особняка почетного гражданина города, автора знаменитой Колоннады Николая Семенова построен аквапарк. Превратились в развалины дом помещика Реброва и знаменитый Храм воздуха в курортном парке. В аварийном состоянии пребывает Каскадная лестница. Безнадежно изуродован Курортный бульвар, в самом сердце которого застыли обнесенные металлическим забором руины долгостроя, а напротив втиснулось несуразное эклектичное сооружение, загородившее питьевой бювет. "У нас что ни памятник, то проблема", - с горечью констатируют краеведы.
Но ведь есть и примеры бережного отношения к своей истории. В соседнем Пятигорске городское краеведческое общество смогло убедить мэрию в необходимости спасти от разрушения знаменитую улицу Теплосерную, где в позапрошлом веке неоднократно останавливался Лев Толстой, где жили знаменитые художники, врачи, военные. И сегодня городская администрация из бюджета будущего года готова выделить на эти цели пять миллионов рублей. Знаменитая дача Твалчрелидзе, именуемая в народе дачей Кшесинской, сегодня принадлежит Владимиру Брынцалову. Архитектор Арсен Арустамян, руководивший ее реконструкцией, постарался сделать все, чтобы сохранить здание в его первозданном виде.
- Проблема не в том, в государственной собственности или в аренде у частника находится памятник, - говорит Евгений Щучкин. - Дело в степени ответственности лица, его эксплуатирующего. По каждому историческому объекту, который стоит на балансе, находится в собственности или передан в аренду, должно заключаться охранное обязательство. А на нерадивых хозяев нужно просто жестче воздействовать. Есть федеральный закон "Об объектах культурного наследия", и его надо исполнять.
В Пятигорске в критическом состоянии находятся три памятника федерального значения. Как и Главные нарзанные ванны, эти здания стоят без света и отопления.
- С тех пор как объекты перешли в собственность Федерального медицинского центра Росимущества, специалистов городского управления культуры перестали в них пускать. И только две недели назад, когда медцентр начал оформлять охранные обязательства, мы впервые побывали внутри. Впечатление жуткое, - рассказала главный специалист управления культуры Пятигорска Светлана Розенберг.
Архитекторы XIX века стремились застраивать Кавказские Минеральные Воды с учетом особенностей окружающего пространства. Так сложился особый культурный ландшафт городов-курортов. Раньше в Пятигорске из любой точки города был виден Машук. Потом появились высотные здания гостиницы "Интурист" и санатория "Тарханы", которые перекрыли живописный обзор. Уходят в никуда уютные дворики с террасами, все чаще между старинных построек вырастают современные "свечки". Медленно, но верно курорты теряют свой неповторимый дух.
- Сохранение исторического облика курортов - вопрос нашей культуры и нравственности, - считает директор Пятигорского краеведческого музея Лидия Краснокуцкая. - Однако он имеет еще и сугубо практическую подоплеку. Утратив свою индивидуальность, овеянную романтикой великих имен, курорты станут неинтересными, безликими и перестанут привлекать туристов.
Алла Богданова, начальник отдела по сохранению и госохране объектов культурного наследия министерства культуры СК:
- Финансовую ответственность за объекты историко-культурного наследия несет собственник. Объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации, должны включаться в целевые программы и получать средства из федерального бюджета. Однако, как и вся культура, памятники, увы, финансируются по остаточному принципу.
Недавно край получил часть полномочий по сохранению и государственной охране памятников федерального значения. В законе прописаны нормы их финансирования. Однако для того чтобы они заработали, необходимо принять еще ряд подзаконных актов. Юридически мы можем получать субвенции по таким объектам, но практически эта система пока буксует.
Министерство культуры СК следит за тем, чтобы с собственниками памятников заключались охранные обязательства. Они подталкивают пользователя к поиску средств, чтобы содержать свой объект в порядке. За несанкционированные работы, искажающие внешний облик здания, содержание памятника в аварийном состоянии, мы привлекаем нерадивых хозяев к ответственности. Законодательством предусмотрены меры вплоть до изъятия памятника, однако таких прецедентов в крае пока еще не было - право частной собственности охраняется законом.
Справка "РГ"
Всего на территории Кисловодска находятся 15 памятников истории и культуры федерального значения, 14 - монументального искусства, 100 - архитектуры и 190 памятников археологии.