В местных архивах найдено свидетельство о первом уголовном деле, раскрытом саратовскими сыщиками еще осенью 1908 года. Оказалось, что спустя 100 лет перед оперативниками стоят почти те же задачи и пользуются они теми же методами. Работу двух поколений сыщиков сравнил корреспондент "РГ".
Нить расследования
В век цифровых технологий технические достижения приходят и в работу уголовного розыска. Например, все чаще для опроса подозреваемых и свидетелей преступлений используют полиграф - детектор лжи. Но все-таки в расследовании преступлений основными по-прежнему остаются отработанные годами оперативные методы.
В городе Ершове в нескольких десятках метров друг от друга были обнаружены двое мужчин. У обоих похожие ранения шеи, один из раненых скончался, другой находился в тяжелом состоянии. Объяснить, кто на него напал, человек не смог. Оперативники отрабатывали разные версии, но никакой связи между пострадавшими не было, ни в каких конфликтах они также не участвовали. Кто же стоял за этим жестоким преступлением?
К расследованию подключились оперативники областного уголовного розыска. Как рассказал корреспонденту "РГ" начальник первого отдела ОРЧ уголовного розыска ГУВД области Александр Кузнецов, в результате кропотливой работы, в ходе которой были опрошены едва ли не все жители Ершова, оперативники получили важную информацию. Милиционерам удалось выйти на девушку, рассказавшую о своем знакомстве с молодым человеком, который был в Ершове проездом всего пару дней. По ее словам, у него произошел конфликт с местной молодежью.
Эта ниточка помогла раскрыть преступление. Приезжий не оставил никаких следов в Ершове, однако все-таки удалось выяснить, что в комнате отдыха на вокзале похожий человек предъявлял паспорт. Когда преступника задержали, он признался, что, желая отомстить своим обидчикам, на следующий день после драки вышел с ножом на улицу и выместил злобу на ни в чем не повинных первых встречных людях.
Мобильник в разработке
С распространением мобильных телефонов в области поднялась новая волна карманных краж. Особенно много таких преступлений совершалось несколько лет назад в автобусах, курсировавших между Саратовом и Энгельсом. Когда оперативники начали разбираться в проблеме, выяснилось, что карманным промыслом занимаются несовершеннолетние обитательницы поселка на окраине Энгельса. Однако карманных воровок с 13 лет готовили опытные наставники.
- Сейчас эти автобусные маршруты совместными усилиями уголовного розыска Саратова и Энгельса декриминализированы, - рассказывает начальник саратовского уголовного розыска Михаил Петров.
Другим видом преступлений, которых не знали сыщики прошлого, стал угон автомобилей. Одно время число угонов в Саратове росло из года в год. Но после того как специальным отделом, созданным в уголовном розыске, была задержана группировка, занимавшаяся угонами и перепродажей автотранспорта, число этих преступлений резко уменьшилось.
Не были известны в прошлом и преступления, связанные с "отжимом" квартир. Одним из самых громких преступлений, раскрытых в последние годы, стало дело банды "черных риэлтеров" в Балаково. Задержанные по этому делу подозреваются в убийствах одиноких граждан, квартиры которых преступники с помощью нотариуса переоформляли на других людей и продавали. На счету подозреваемых, по версии следствия, 10 убийств, причем три из них двойные (тогда были убиты родственники, проживавшие в одной квартире). Решающую роль в раскрытии этих преступлений сыграла оперативная информация, полученная сотрудниками балаковского уголовного розыска.
- Все преступления сегодня раскрываются во многом благодаря помощи граждан, - рассказывает Петров. - Это и работники контролирующих организаций, и медики, и учителя. В последние годы в нашей области начали возрождаться добровольные дружины по охране общественного порядка, и очень большую помощь оказывают студенческие отряды. Между прочим некоторые ребята по окончании вуза приходят к нам на работу. Нам ведь теперь разные специалисты нужны.
Испытательный срок
В последние годы в Саратовской области происходит постепенное сокращение числа убийств и других особо тяжких преступлений.
- С одной стороны, причина в том, что мы прекратили деятельность нескольких крупных банд, - считает главный саратовский сыщик. - С другой - в результате профилактической работы больше изымается незаконно хранящегося оружия, привлекаются к ответственности люди, склонные к нарушению общественного порядка, да и участковые стали значительно оперативнее реагировать на факты хулиганства.
Профессия сыщика и в наши дни продолжает привлекать молодежь. Как рассказали оперативники, несколько лет назад поучаствовать в оперативной работе предложили студентам Саратовской академии права. Из 30 человек только пятеро выбрали борьбу с экономическими преступлениями, остальные попросились в угрозыск.
- Главное качество для работника розыска - способность к сопереживанию чужому горю, без этого в нашей профессии делать нечего, - убежденно говорит Михаил Петров.
Среди других необходимых, по мнению начальника уголовного розыска, профессиональных качеств: дисциплинированность, смелость и честность. На то, чтобы выяснить, есть ли они у человека, иногда уходят годы...
5 октября сотрудники областного уголовного розыска отметили 90-летний юбилей советского сыска, однако, как выяснилось, для них этот юбилей совпадает с еще одной датой. Преподаватель Саратовского юридического института МВД Валерий Ильиных в архивных документах отыскал документ, подтверждающий, что первое сыскное подразделение в Саратове появилось за 10 лет до этого - осенью 1908 года. Так что у саратовских сыщиков совпало два юбилея.
Кстати, одним из первых наиболее нашумевших дел, в котором приняли участие сотрудники саратовского уголовного розыска, стало расследование в 1918 году знаменитой кражи из патриаршей ризницы в московском Кремле. Тогда воры похитили различных ценностей на сумму 30 миллионов рублей. Распутать преступление и задержать преступников смог заместитель начальника саратовской милиции Иван Свитнев, который до революции, между прочим, служил надзирателем саратовского сыскного отделения и был опытным оперативником.
Получив оперативную информацию, он вышел на след известного вора Константина Полежаева, который как раз купил часть дома на улице Рождественской (теперь улица Рогожина). Милиционеры задержали Полежаева и нашли у него в доме несколько килограммов драгоценностей: бриллианты, жемчуг, разрезанные церковные чаши. Ночью вор повесился в тюрьме, но ниточка потянулась в Москву, к брату Полежаева Дмитрию. Через несколько месяцев поисков при обыске в его доме обнаружили тайник, в котором отыскалась еще одна часть похищенного.
В 30-е годы прошлого века Иван Свитнев работал в московском уголовном розыске и считался одним из самых опытных и талантливых оперативников МУРа.