07.10.2008 01:41
    Поделиться

    Расследование МАК не пролило свет на причины таинственной авиакатастрофы АН-12 под Челябинском

    Комиссия Межгосударственного авиационного комитета (МАК) обнародовала результаты расследования крушения грузового Ан-12. Вердикт специалистов: причину возгорания на борту установить невозможно.

    26 мая, едва вылетев из Челябинского аэропорта, в километре от поселка Рощино рухнул самолет Ан-12 с девятью членами экипажа на борту. Как писала "РГ" ("Ан-12 зацепился за провода" от 28 мая), очевидцы авиакатастрофы сообщили, что в последний момент пилоты постарались увести борт как можно дальше от жилых домов. Воздушное судно упало посреди вспаханного поля.

    Как следует из окончательного отчета МАК, в аэропорту перед вылетом авиатехники ОАО "Авиакомпания Московия", которому принадлежал борт, выполнили техническое обслуживание самолета. Замечаний по работе воздушного судна не было. Перед рейсом на Пермь экипаж в полном объеме прошел предполетную подготовку. Но в бортовом журнале, в нарушение всех правил, не были сделаны обязательные записи об этих процедурах. В остальном самолет был полностью готов к полету.

    Судя по всему, проблемы начались еще на земле. Из диалога членов экипажа, зафиксированного бортовыми самописцами во время выруливания на взлетную полосу, специалистам стало ясно, что отказали генераторы первого и второго двигателей, но, скорее всего, бортрадисту удалось их включить и самолет все-таки взлетел.

    Уже через минуту экипаж запросил у диспетчера разрешение вернуться в порт из-за задымления в кабине. Из расшифровки "черного ящика" известно, что во время захода на посадку одна за другой отказывали основные системы самолета. Из-за неполадок в бортовой электросети датчики подавали ложные сигналы, не давая пилотам сориентироваться в ситуации. Во время недолгого восьмиминутного полета техники успели установить, что задымление идет из грузовой кабины. Судя по разговорам, члены экипажа воспринимали ситуацию как сложную, но не опасную.

    Последних слов экипажа узнать не удалось. За пару минут до падения самописец перестал работать, вероятно, из-за отказа в системе электропитания магнитофона, запись звуковой информации прекратилась.

    Заключение экспертов МАК изобилует узкоспециальными техническими терминами, которыми описывается целая цепь неполадок. Суть их сводится к тому, что оказалась перегрета тяга управления самолета, что могло произойти из-за возгорания проходящих рядом проводов электросети. Однако из-за сильного пожара, возникшего при столкновении самолета с землей, это авиационное оборудование сильно обгорело. Как значится в отчете, в результате этого "точно определить место и причину первичного возгорания электрожгутов не представилось возможным".

    Компетентно

    Виктор Ломакин, транспортный прокурор Челябинска:

    - Расследования авиакатастроф относятся к категории сложнейших уголовных дел. Да, Межгосударственный авиационный комитет закончил свои экспертизы, но в правовом поле говорить о причинах произошедшего пока рано. Следствие может принять во внимание выводы МАКа, а может и отбросить их. На юридическую оценку произошедшего понадобится еще немало времени.

    Поделиться