В Екатеринбурге завершился XIX открытый фестиваль документального кино "Россия".
Призов, как водится, собирались вручить немало, поскольку в программе участвовали тридцать четыре картины из России, Беларуси, Латвии и Эстонии. Но церемония награждения, к удивлению собравшихся, не затянулась. Вначале вручили приз зрительских симпатий, и его вполне предсказуемо получил мэтр неигрового кино Виктор Лисакович за фильм "Анастасия".
Потом на церемонии начались незапланированные сюрпризы. Вначале награду "За пристальный взгляд..." спонсоры неожиданно отдали председателю отборочной комиссии фестиваля Андрею Шемякину, рассудив, что пристальнее него новинки российской кинодокументалистики вряд ли кто смотрит.
Пока Шемякин справлялся с удивлением, на сцену выскочила режиссер из Таджикистана (в рамках фестиваля проходил специальный показ фильмов стран - членов ШОС) и... запела. Теперь уже долго приходили в чувство организаторы. А на сцене уже поддерживала почин коллеги представительница министерства культуры Пакистана, режиссер и сценарист Важдиха Фатима.
Затем на сцену вышло жюри в неполном составе (председатель генеральный директор киностудии "Ленфильм" Вячеслав Тельнов срочно улетел на встречу с премьером Владимиром Путиным - обсуждать судьбу "Ленфильма"), и оно-то уж удивило собравшихся по полной программе.
- Без всяких дискуссий единогласно мы решили в этом году не вручать Гран-при фестиваля, - заявил член жюри тележурналист Александр Гордон.
Таким образом, Гран-при остался без хозяина впервые за девятнадцать лет существования екатеринбургского фестиваля. Приз за лучший полнометражный фильм получил режиссер из Санкт-Петербурга Сергей Лозница ("Представление"), за лучшую короткометражку - тоже петербуржец Павел Медведев ("Незримое"). Лучшим дебютом стал фильм "Прыжок" - режиссер и автор сценария выпускница ВГИКа Таисия Решетникова.
- Уж что вышло, то вышло, - исчерпывающе прокомментировал, завершая церемонию награждения, директор фестиваля Георгий Негашев, и с ним все согласились. После чего спустился со сцены, прихватив с собой большую доску, выполнявшую в декорациях роль римской цифры "один", превратив таким образом девятнадцатый фестиваль в двадцатый...
А Александр Гордон признался корреспонденту "РГ":
- Я не верю, что в такой большой стране невозможно собрать программу из фильмов, которые потрясли бы жюри. Чтоб были на голову выше общего потока. Да и дебюты были, прямо скажем, так себе. Впрочем, наверное, и не может ВГИК каждый год выдавать на-гора шедевры.
Российская газета: А каково общее впечатление от представленного в конкурсной программе "мэйнстрима"?
Александр Гордон: Очень не хватало реалий сегодняшнего дня - они почему-то мало интересуют документалистов. Много уходящей натуры, это понятно: меняются времена, что-то уходит безвозвратно, и хочется его задержать, рассмотреть, но уровень осознания при этом достаточно поверхностный. Все на таком зверином серьезе спасают мир, что порой хотелось расхохотаться. Хотя, конечно, это "было бы смешно, если бы не было так грустно"...