08.10.2008 03:09
    Поделиться

    Ставропольские крестьяне могут остаться без права собственности на землю

    Более 60 тысяч ставропольских крестьян могут остаться без права собственности на землю

    Работа по оформлению земель сельскохозяйственного назначения в крае оказалась парализованной. Камнем преткновения в этом процессе стал новый закон "О государственном кадастре недвижимости", вступивший в силу 1 марта текущего года.

    Документ исключил понятие "единое землепользование", которое применялось ранее. Теперь межуются участки размером не больше, чем одно поле. Оно может быть равно и десяти, и 60, и 100, и 120 гектарам. А на Ставрополье по закону минимальный участок сельхозугодий, которым можно распоряжаться крестьянину, равен 300 гектарам. Такое ограничение было введено прежним руководством края для того, чтобы массово не скупались земли, не разваливались сельскохозяйственные предприятия. То есть федеральный закон вступил в противоречие с краевым. Министерство сельского хозяйства региона обратилось к депутатам краевой Думы с просьбой отменить ограничение, поскольку оно стало серьезным тормозом при оформлении земель сельскохозяйственного назначения.

    Сроки поджимают

    - Времени для оформления земель осталось чуть более трех месяцев. 27 января 2009 года - последний срок завершения всех процедур, - пояснил министр сельского хозяйства края Александр Манаков. - Если владельцы паев не успеют оформить документы на землю, они лишатся ее. А сомневаться в том, что большинство не успеет, уже не приходится. Во-первых, участки разбросаны по разным полям. Во-вторых, крестьянам трудно договориться между собой. Неоформленная земля перейдет в доверительное управление. Кто станет ее хозяином, сказать не берусь, да это и не столь важно. Главное, что крестьяне могут остаться ни с чем.

    Что касается ограничения, то на первых порах, по словам Александра Манакова, оно сыграло положительную роль - большинство сельхозпредприятий удалось сохранить. 300 гектаров - это очень солидный массив. Для большинства селян он, можно сказать, неподъемный. И это останавливало их, связывало по рукам. Те же владельцы паев, пожелавшие выделиться из колхозов, вынуждены были подгонять под эту цифру поля, расположенные в десятках километров друг от друга. То есть нескольким собственникам приходилось кооперироваться, чтобы сформировать участок площадью 300 гектаров. Ведь полей такого внушительного размера фактически нет, во всяком случае, на Ставрополье их по пальцам можно пересчитать.

    Кроме того, закон о кадастре "не признает" земельный участок, если его пересекает проселочная дорога или лесополоса. Дорога - собственность муниципалитета, а лесополоса принадлежит государству. Так вот, по новым правилам, если угодья уперлись в лесополосу или дорогу, тут и конец полю, что означает необходимость межевать заново. Именно этого требует новый закон. Получается так, что кому-то земля достанется в двух местах. То есть придется оформлять два надела, нести двойные расходы, а такие деньги есть далеко не у всех.

    Зашли в тупик

    Понятно, что закон о кадастре поверг в шок многих руководителей сельхозпредприятий.

    - Чтобы оформить земельный участок из нескольких сотен долей, арендатору земли надо пройти все круги ада, - рассказывает председатель колхоза "Луч" Новоселицкого района Григорий Донцов. - Мы с огромными препятствиями завершили межевание 270 земельных долей в одном из хозяйств Благодарненского района. Сколько нервов и денег потратили. Добрались до финиша, а тут закон о кадастре вышел. И все: седьмой месяц топчемся на месте, поставить три тысячи гектаров на кадастровый учет и зарегистрировать их не можем.

    - На сегодняшний день Ставропольский край - единственный российский регион, где действует "квота" в 300 гектаров, - подчеркнул Александр Манаков. - В большинстве других субъектов Российской Федерации подобных предписаний не было совсем, а там, где они применялись, давно отменены. Вот почему мы вышли с инициативой провести и у нас подобную реформу.

    По сведениям министерства сельского хозяйства края, за семь месяцев, прошедших после вступления в силу Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", на учет удалось поставить менее 100 тысяч гектаров земель, находящихся в долевой собственности. В четырех районах края с марта на кадастровый учет не поставлено ни одного участка. В семи районах этой процедурой охвачено менее одной тысячи гектаров. И еще в четырех районах - по две тысячи.

    - Мы зашли в тупик, из которого есть только один выход - необходимо уменьшить до минимума размер участка, - считает министр. - На Ставрополье он не должен превышать десяти гектаров.

    Невостребованные земли

    Как уже сообщала "РГ" , против предложенной Александром Манаковым либерализации порядка выделения земельных участков из общего массива выступили депутаты краевой Думы. Убедить их в необходимости реформы не удалось. По мнению депутатов, предложенная либерализация неминуемо приведет к распаду сельхозпредприятий, владельцы земельных паев расторгнут с ними договоры аренды, и начнется массовая распродажа земель. В итоге пострадает экономика.

    - Думаю, что такое сегодня невозможно, - пытался убедить депутатов Александр Манаков. - А если и побегут люди из колхозов, то разве что из дышащих на ладан хозяйств. Убежден: от Григория Донцова не побегут. Напротив, пайщики из соседних районов не прочь доверить ему свои земельные доли. То же самое могу сказать о руководителе птицефабрики "Кумская" Иване Долгове и председателе колхоза "Казьминский" Сергее Шумском. Кстати, к последнему со своими земельными паями пришли в свое время два хозяйства из благополучного Краснодарского края. И не жалеют об этом.

    По словам Александра Манакова, в целом по краю на сегодняшний день не отмежевано 370 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. И 600 тысяч гектаров до сих пор не поставлено на кадастровый учет. Без земли могут остаться более 60 тысяч крестьян. Министр попросил депутатов задуматься о судьбе этих людей, дать им шанс реализовать свои права по распоряжению собственностью. В противном случае в крае могут появиться "невостребованные" земельные доли и использовать их на законном основании будет просто невозможно.

    Впрочем, и сегодня эти 600 тысяч гектаров налогом не облагаются. А ведь земельный налог - основа бюджета сельских муниципалитетов. Поэтому профильное министерство и обратилось в региональный парламент с просьбой принять законопроект, которым и предлагается уменьшить минимальный размер образуемого вновь участка из земель сельскохозяйственного назначения и установить его в размере земельной доли. Мера эта, по словам министра, вынужденная, но иного пути просто нет.

    Мнение

    Юрий Белый, первый заместитель председателя правительства Ставропольского края:

    - Считаю, что старая норма в 300 гектаров - пройденный этап. Она позволили в какой-то степени удержать предприятия от развала. Но сегодня такой поворот событий краю не грозит - хозяйства сформировались, окрепли, и люди вряд ли рискнут выделиться из них со своими наделами. Новые нормы на правоотношения между руководителями сельхозпредприятий и собственниками земельных долей повлиять уже не смогут. Законопроект об ограничении подпадающих под межевание участков, безусловно, нуждается в корректировке. Надеюсь, что в ближайшее время необходимые поправки в него будут внесены и документ удастся принять.

    А как у соседей?

    В Краснодарском крае, к примеру, где минимальный участок был равен 200 гектарам, еще минувшей весной снизили эту норму до 100 гектаров, а затем и вовсе отменили. В Воронежской области норму в 200 гектаров уменьшили до одного. В Тамбовской и Оренбургской областях подобные реформы тоже прошли. При этом никаких потерь сельхозпредприятия не понесли.

    Поделиться