Госдума отложила второе чтение законопроектов о дополнительных мерах стабилизации российской финансовой системы на 10 октября.
Один из авторов этих документов, председатель Комитета ГД по финансовому рынку Владислав Резник, не стал объяснять коллегам причину - почему пришлось притормозить принятие срочных антикризисных мер. Впрочем, никто из депутатов его об этом и не спрашивал. На Охотном Ряду знали о состоявшемся накануне совещании у президента и высказанных там новых предложениях по преодолению кризиса и готовы были внести в связи с этим коррективы в принятые на прошлой неделе в первом чтении законопроекты.
Но, исключив из вчерашней повестки пленарного заседания два вопроса по этой теме, народные избранники не захотели отложить саму тему, которая давала либерал-демократам и коммунистам повод выступить с политическими заявлениями, поискать виновных в обвале российского финансового рынка, "с высокой парламентской трибуны привлечь внимание правоохранительных органов и Счетной палаты к их действиям, носящим характер подрыва экономической мощи государства". "Подрывателей" Сергей Абельцев (ЛДПР) обнаружил среди руководства ММВБ и заклеймил их "откровенный непрофессионализм". "Крупнейшей финансовой площадкой страны руководили и продолжают руководить лица, причастные к дефолту 1998 года,- заявил Абельцев. - И бесполезно их пересаживать из одного кресла в другое, из Центробанка на биржу и обратно, а надо прямиком отправлять в следственный изолятор, где бы они получили возможность поразмышлять о недопустимости прикрывать кризис в собственной голове кризисом мировой финансовой системы".
Коммунист Алексей Багаряков переключил внимание коллег с ММВБ на Центробанк. Недоумение депутата вызвало сообщение о том, что ЦБ предоставляет на три года кредит Центробанку Исландии в размере 4 млрд евро. Багаряков считает это "роскошью" в ситуации, когда "весь мир охвачен финансовой катастрофой". Но большинство с ним не согласились и решили не обременять Комитет ГД по финансовому рынку поручением "запросить у ЦБ информацию о предоставлении финансовых средств центральным банкам других стран, условиях подобных сделок и их мотивации".
От мировых финансовых проблем народным избранникам пришлось перейти к более понятным, хотя не менее болезненным денежным проблемам - пенсиям в России. И здесь тоже не обошлось без экскурсов в прошлое. Думцы вспомнили, как затевалась прошлая пенсионная реформа, сравнивали ее вдохновителя и творца Михаила Зурабова с нынешним министром здравоохранения и социального развития. Сравнение было явно в пользу Татьяны Голиковой. Ей на вчерашнем "правительственном часе" легко удалось убедить депутатов всех думских фракций в необходимости и правильности предлагаемых перемен в пенсионной системе России. "Если бы мы с вами сохраняли действующую пенсионную систему, то трудовая пенсия по старости до 2050 года не превышала бы 1,6 - 1,7 прожиточного минимума пенсионера, то есть фактически соответствовала бы уровню конца 2009 года. Материальное обеспечение 14-15 процентов пенсионеров было бы ниже прожиточного минимума пенсионера даже с учетом предоставления мер социальной поддержки. Доходы обязательного пенсионного страхования не обеспечивались бы поступлением доходных источников в пенсионную систему, и к 2050 году она на 86 процентов зависела бы от трансфертов федерального бюджета", - информировала депутатов Татьяна Голикова и определила целевые приоритеты пенсионной системы - доведение среднего размера трудовой пенсии по старости до уровня, обеспечивающего основные потребности пенсионера. То есть 2,5 прожиточного минимума пенсионера к 2020 году. По словам Голиковой, базовая часть трудовой пенсии в 2009 году увеличится на 37,2 процента, страховая часть - на 15,6 процента. Таким образом, к концу 2009 года средний размер социальной пенсии в России составит 4 тысячи 176 рублей, трудовой - 5 тысяч 749 рублей. Работающим пенсионерам со стажем более 30 лет будет доплачиваться по 6 процентов от базовой составляющей трудовой пенсии за каждый дополнительный год работы.
"Если после 30-летнего стажа вы будете работать дальше, то государство будет это стимулировать, - сказала она. - Это очень важно, так как уже сейчас 64,6 процента граждан имеют рабочий стаж выше 30 лет".
Говоря о размере трудовой пенсии, она отметила, что он составит "40 процентов утраченного заработка от того размера страхового взноса, который выплачивался 30 лет в реальном выражении".
Голикова отметила, что все законодательные инициативы по совершенствованию пенсионного законодательства, которые подготовило правительство, будут внесены в Госдуму в конце 2008 года или, в крайнем случае, в январе 2009 года.
Помягчали душой даже коммунисты, когда Голикова сообщила им, что концепция пенсионной реформы, согласованная в правительстве, не предполагает повышения на три процента подоходного налога для россиян моложе 40 лет и не предусматривает увеличения пенсионного возраста до 62 с половиной лет для мужчин и женщин.
Зато в концепции много других важных новшеств.
Валентин Купцов (КПРФ) назвал план, представленный Татьяной Голиковой, интересным и достаточно амбициозным, хотя при этом и признался, что испытывает "настороженное отношение к показателям и цифрам" - печальный опыт. "Я хочу одного, - заметил Купцов, - чтобы, обозначая такие хорошие приоритеты, мы видели людей, которые должны поверить в реализацию этой программы". Купцов заявил, что его фракция поддерживает те новации, которые приняты в концепции, - страховой метод, повышение пенсии ветеранам за советский период и пропорциональную схему за стаж работы. И предложил создать специальную меж фрак ционную комиссию, "которая бы длительный период занималась пенсионными вопросами".
Сергей Иванов (ЛДПР) посочувствовал министру, что ей постоянно приходится делать сложный выбор - деньги требуются на разные нужды, министерство многопрофильное.
Председатель Комитета ГД по труду и социальной политике "единоросс" Андрей Исаев заявил, что "впервые правительством была представлена осознанная, продуманная, развернутая концепция совершенствования пенсионной реформы, которая по сути не вызывает возражений ни у кого из представленных в этом зале фракций и политических партий".