Извлекать экономические преимущества из своего географического положения Беларуси, как говорится, на роду написано. С древних времен, к примеру, известен торговый путь "из варяг в греки", пролегавший по ее территории. Сегодня страну пересекают сразу два крупнейших трансконтинентальных транспортных коридора, да еще с ответвлениями. Поток следующих по ним товаров постоянно нарастает. К этому добавим, что и экономика страны ориентирована в основном на вывоз готовой продукции, произведенной из привозного сырья. Причем оба эти аргумента "замыкаются" на России как главном торгово-экономическом партнере и ближайшем соседе Беларуси. Не случайно они решающим образом сказываются на развитии ее транспортно-логистической сети.
- Поток транзитных грузов, пересекающих Беларусь с запада на восток и с севера на юг, постоянно растет и только за восемь месяцев нынешнего года увеличился на 40 процентов, - комментирует ситуацию первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Беларуси Н. Верховец. - Примерно на столько же возрос и доход от экспорта услуг всеми видами транспорта. Наиболее весомая доля в этих цифрах приходится на Россию, ведь примерно три четверти грузов, следующих через нашу страну, адресовано ей или следует в обратном направлении. Кроме того, Россия - наш крупнейший партнер по международному транспортному конвейеру. Все это гарантирует весомые экономические результаты от сотрудничества. Однако лишь в том случае, если мы будем адекватно реагировать на изменения, происходящие в структуре международных транспортных потоков.
Дело, в частности, в том, что по вполне понятным экономическим причинам Россия стремится переориентировать следующие в ее адрес, а также идущие на экспорт грузы на свои морские порты. Развивается и собственное перерабатывающее производство, что снижает импорт. В этих условиях у белорусских транспортных властей нет другого пути, как совершенствовать качество услуг - доставлять груз быстрее, дешевле в любую точку, указанную заказчиком. Ради достижения этой цели в последнее время еще более упростились таможенные процедуры, а сами белорусские пограничные переходы благодаря реализации кооперационных программ, финансируемых из бюджета Союзного государства, сегодня полностью соответствуют своим западноевропейским аналогам.
Совместно с рядом банков осуществляется кредитование покупки новых грузовых автомобилей - сегодня их на международных трассах в Беларуси работает около 8 с половиной тысяч. И все более серьезное значение приобретает логистика - экономический и организационный алгоритм доставки грузов. В частности, в Беларуси принята национальная программа создания 19 транспортно-логистических центров, призванных придать доставке грузов еще более цивилизованный характер.
Н. Верховец пояснил корреспонденту "СОЮЗа" суть работы этих центров. Предположим, с Запада прибывает по железной дороге крупная партия товара, которую затем надо доставить в Россию, Беларусь относительно мелкими партиями по десяткам адресов. Гнать каждый раз многотонный грузовик дорого. Вот на таких центрах его и догрузят другим попутным товаром, скажем, белорусского производства. Аналогично может формироваться грузопоток и в обратном направлении. Этот метод - не новость для Западной Европы, сейчас центр тяжести подобных услуг переместился в Литву. В России, по некоторым сведениям, предполагается построить 70 транспортно-логистических центров.
Естественно, Беларусь не желает оставаться в этом деле "белым пятном". Местные власти зачастую были инициаторами сооружения подобных предприятий и уже выделили под них земельные участки - от нескольких десятков до сотен гектаров - в зависимости от потребности. Естественно, это будут частные предприятия - государство возьмет на себя лишь подведение дорог и других коммуникаций. Инвесторами и клиентами таких центров могут стать и российские фирмы.
Как это происходит уже, к примеру, на железной дороге. Беларусь, Россия, Польша, Германия завершают создание совместного транспортно-логистического предприятия, призванного организовать наиболее выгодным для заказчика способом доставку транзитных грузов по территории этих стран. К примеру, машинокомплектов на автосборочный завод "Фольксваген" в России. Предполагается, что со временем появится и представительство этого СП в Бресте, чтобы как можно быстрее "снимать" проблемы, возникающие на границе Евросоюза и Союзного государства, СНГ в целом.
- Хотелось бы совместно с Россией основательно поработать в Бресте и над проблемой стыковки узкой и широкой железнодорожной колеи, - поделился своими мыслями с корреспондентом "СОЮЗа" Н. Верховец. - Осуществляемая сейчас замена колесных пар - слишком длительный процесс. Но в мире уже есть другие, более современные технологии. Правда, чтобы реализовать их, требуются солидные финансовые и технические усилия. Поскольку проблема касается обеих наших стран и решать ее надо сообща.
Возможно, подобные проекты будут обсуждены в ходе Белорусского транспортно-логистического форума, открывшегося во вторник в Минске. Российская делегация на нем - одна из самых представительных. Дискуссия идет на достаточно высоком должностном уровне. Соответствующими, как ожидается, будут и результаты.