Те, кто посетил выставку "Батюшко-хлебушко", начинают относиться к привычному продукту бережнее.
Пироги за стеклом
Материалы для экспозиции, которую можно увидеть в Белгородском государственном музее народной культуры, взяты из архивов и библиотек области, а также этнографических экспедиций.
- Выставки, посвященные хлебу, и раньше проводились в белгородских музеях, поэтому нашей главной задачей было сделать что-то новое, особенное. Решили сделать упор на обряды, связанные с хлебом, представить его как элемент народной культуры, - продолжает Диана Иванова, научный сотрудник отдела экспозиционно-выставочных работ и развития музея. - На выставке можно посмотреть на старинную обрядовую выпечку, отражающую белгородские народные мотивы и сделанную из соленого теста мастером Татьяной Стукач, и конечно узнать о многочисленных "хлебных" традициях XVIII- XX веков. Многие из них пришли в деревенский быт Белгородчины из украинской культуры.
- Некоторые традиции сохранились и поныне, - рассказывает Диана Николаевна. - В приграничных с Украиной селах по-прежнему на свадьбу пекут "сосенки" и раздают их гостям. Повсеместно выпекают каравай для молодоженов, только теперь его принято кусать, а не разламывать. И ведь по сей день на праздники мы часто печем что-нибудь!
- На базе выставки мы проводим театрализованные детские праздники "Именины хлеба" для детей младшего школьного возраста, - говорит Диана Иванова. - В игровой форме рассказываем им об обработке земли, орудиях труда, связанных с выращиванием зерновых культур, а также о правилах обращения с хлебом. Чем больше они узнают о хлебных традициях, тем бережнее станут относиться к хлебу в повседневной жизни.
Каждому празднику - свой хлеб
В России повсеместно на все православные праздники выпекали соответствующий обрядовый хлеб. На Вознесение - сороковой день после Пасхи, готовили лесенки. Считалось, что они облегчают Иисусу вознесение на небо. На праздник встречи весны, приуроченный ко дню Срока святых мучеников, пекли "жаворонков". Их раздавали детям, и те бежали закликать весну и птиц.
На крестопоклонную неделю Великого поста из пресного ржаного теста было принято печь и есть особое печенье - "кресты". В каждый такой крестик закладывалась монетка или хлебное зерно - к богатству или урожаю. А когда на Пасху пекли куличи, обязательно загадывали: если кулич удастся, то в семье все будет хорошо, если же не дойдет или корочка потрескается - быть несчастью.
Главным обрядовым хлебом на свадьбу был каравай. Его приготовлению уделялось особое внимание. Тесто замешивала старшая в семье женщина, читая молитвы, разговаривая с ним, чтобы выше поднялось и принесло здоровье. В печь каравай ставили, также "провожая" заговорами.
Для гостей пекли отдельный сдобный свадебный пирог, который сваха разламывала над головами молодоженов - над чьей головой кусок окажется больше, тот и будет главный в семье. Его главным украшением были розочки с пятью лепестками из теста. Затем пирог разрезали на мелкие кусочки и подносили гостям. А вот свадебный каравай с "сосенками" - символами любви, верности и надежды, предназначался только для молодых. Его положено было хранить целый год после свадьбы.
Кроме того на свадьбы выпекались "шишки", отдельно для молодоженов и отдельно для гостей. Подобная выпечка готовилась и на похороны. Только украшалась она уже розочкой с тремя лепестками - символом Троицы.
По обычаям предков
Прадедушкой всех видов хлеба считается ржаной. Раньше его было принято выпекать без дрожжей. По мнению наших предков, хлеб олицетворял силу человека и не доесть свой кусок или покуситься на чужой было просто неприлично.
Ковригу, читая молитву, разрезал самый старший в семье мужчина. Если кусок случайно роняли, то следовало поднять его, поцеловать и попросить прощения. Также по правилам путников обязательно угощали хлебом-солью - самым дорогим, что есть в доме, даром земли и небес.
Кстати, если готовили хлеб-батюшку исключительно женщины, то зерно сеять в землю-матушку могли только мужчины, также обязательно читая при этом молитву. Во время всего процесса приготовления хозяйка не общалась ни с кем из домочадцев, а в избу никто не должен был входить. Кроме того, во время выпекания хлеба никто не лежал на печи, не ругался и громко не разговаривал.