09.10.2008 01:55
    Поделиться

    На Дальнем Востоке не уменьшается количество "казенных детей"

    Без системной региональной политики количество сирот не сократится

    Эти данные приводились на круглом столе в рамках третьего Дальневосточного международного экономического форума. В обсуждении замещающих форм устройства детей приняли участие краевые педагоги, психологи и специалисты министерства образования.

    Как бы ни был благоустроен интернат, сколько бы денег ни выделялось на содержание питомцев, заменить домашний очаг он не в силах. По данным исследователей, каждый третий бывший детдомовец попадает на скамью подсудимых, каждый пятый - в сообщество бомжей, а каждый десятый совершает суицид.

    - Спасение для таких детей в том, чтобы оградить их от общественных форм воспитания, устроить в семью, - считает начальник отдела опеки и попечительства Железнодорожного округа Татьяна Паньшина.

    К 2010 году федеральные власти намерены на треть сократить эти "учреждения советского образца", где система воспитания ориентирована на изоляцию детей от семьи. Краевые власти также развернули активную работу по пропаганде новых замещающих форм устройства детей. Основные из них - опека и приемная семья.

    В 2008 году, например, только в Железнодорожном округе Хабаровска из 88 детей, оставшихся без попечения родителей, три четверти устроены в семьи. Казалось бы, обнадеживающая статистика. Но ежегодно число детей, изъятых у горе-родителей, равняется числу устроенных в семьи.

    Ситуация напоминает бассейн с двумя трубами - в одну втекает, в другую вытекает, констатируют социологи. То есть число детских домов и интернатов, вопреки желанию общества, никак не уменьшится.

    Так называемые замещающие формы устройства детей в регионе развиваются медленно.

    О приемной, а тем более патронатной семье жителям края известно пока очень мало.

    Движение навстречу "казенным детям" в регионе слабо. Особой заинтересованности не проявила пока и краевая Законодательная дума: закон о патронате дважды рассматривался депутатами на заседании, но так и не был принят. И все же в отличие от лихих девяностых годов земляки стали гораздо чаще интересоваться "государственными детьми".

    Замечено: после выступлений, сюжетов и статей в СМИ в интернатные учреждения учащаются обращения кандидатов в приемные родители с просьбой передать ребенка. Средний возраст этих людей - 35-50 лет, большинство из них уже имеет собственных детей.

    Некоторые семьи берут ребенка-сироту, чтобы решить личные проблемы, уйти от пустого гнезда. Оттого нередки и возвраты воспитанников обратно в казенный дом.

    - Чаще возвращают в госучреждение детей подросткового возраста, когда у них появляются проблемы, которые приемные родители называют наследственными, - говорит руководитель службы поддержки приемных семей детского дома №8 Ольга Строчкова. - Любопытно, что при аналогичных проблемах у своего ребенка мы на наследственность не ссылаемся.

    В крупных городах края, где число интернатных учреждений велико, прошла акция "Возьми меня домой".

    - Мы как бы создаем мостик между детдомовцем и домашними детьми, - говорит один из ее организаторов Дмитрий Дубровский. - Те, кто брал детей в гости, делают это вновь и вновь. Многие горожане благодарят за возможность попробовать стать родителем чужому ребенку. Оказывается, они думали об этом давно, но не решались.

    Сейчас бурный рост гостевых семей наблюдается в Комсомольске-на-Амуре. Зарождается там и другая акция - "Я работаю родителем".

    В Хабаровском крае чаще всего под опеку берут детей их родственники, причем делают это безвозмездно. Приемная семья хороша, но высокая ответственность и страх неизвестности отпугивают потенциальных родителей. Наиболее социально защищенная и, на взгляд педагогов, эффективная форма - патронат. Он существует в 37 регионах России.

    Это, по сути, прямое трудоустройство неработающих женщин, взявших ребенка-сироту, в детском доме. Патронатная семья сотрудничает с детским домом постоянно. Она прозрачна в отличие от приемной семьи, которая не открывает своих тайн и не выносит проблем наружу, боясь оказаться несостоятельной. Контроль над приемной семьей ограничен, а патронатный вариант подразумевает трехсторонний договор с детским домом, родителями и органами опеки.

    1 сентября 2008 года вступил в силу закон "Об опеке и попечительстве", регламентирующий различные формы семейного устройства. Но, по мнению сотрудников органов опеки, каждая его строка отсылает к подзаконным актам, которые в регионах не приняты, а значит, фактически закон не работает.

    Социологи считают, что для развития института приемной (замещающей) семьи срочно нужно создавать материальные, правовые, информационные условия и возможности. Без системной региональной политики, признающей приоритет семьи, борьба с социальным сиротством будет похожа на борьбу с гидрой, у которой взамен отрубленной головы вырастает новая.

    Мнения

    Стас и Вера Самойловы, гостевые родители:

    - Дети нас ждут с радостью, мы всегда весело проводим время. Ходим в кафе, парк, детский театр - везде они ведут себя адекватно и не доставляют особых проблем. В следующие выходные мы поедем в детский дом и снова заберем ребятишек.

    Наталья Перелякина, директор детского дома №8:

    - Нас порой спрашивают: не боитесь ли вы потерять работу, если всех детей в семьи разберут? Не боимся! К сожалению, потребность в казенных учреждениях останется еще долго. У некоторых наших питомцев вообще нет никаких перспектив быть устроенными в семью. Они понимают, что, даже будучи взрослыми, останутся сиротами, и приспосабливаются в этом мире как могут.

    Поделиться