Новости

09.10.2008 04:41
Рубрика: Экономика

Транзитом в будущее

Уникальный проект предотвратит транспортный коллапс в краевом центре

Вместо железной дороги в центре столицы края появится скоростной трамвай.

Еще в 1970-е годы генеральным планом столицы Кубани было предусмотрено, что из центральной части города вынесут железнодорожную ветку Тимашевского направления. Всем прирельсовым промышленным предприятиям найдут другое место, а на освободившейся территории построят скоростную магистраль непрерывного движения в шесть-восемь полос, где без светофоров и перекрестков на скорости 120 километров будут мчаться городские и транзитные машины. Похоже, теперь этим планам суждено сбыться.

Во всяком случае, под соглашением о реализации инвестиционного проекта "Краснодарский транзит" еще в мае этого года свои подписи поставили губернатор края Александр Ткачев и президент ОАО "РЖД" Владимир Якунин. 

 - Согласно концепции "Краснодарский транзит, восемь с лишним километров пути Тимашевского направления от разъезда Компрессорный до примыкания к железнодорожной ветке Тихорецкого направления демонтируют, - рассказывает заместитель директора городского департамента экономического развития, инвестиций и внешних связей Елена Васильченко. - Вместо этого проложат 25 километров обходного пути через Восточную промышленную зону до станции Краснодар-1. Скоростная транзитная магистраль с выходом через реку Кубань на республику Адыгея будет иметь вид двухуровневой эстакады. Где конкретно построят мост, определится в ходе подготовки предпроектной документации. На месте демонтированного железнодорожного полотна предполагается построить трассу скоростного трамвая, своеобразного наземного метро. Пассажирские перевозки Краснодар-2 выполнять перестанет.

Новый вокзал, скорее всего, вырастет на улице Стахановской. А все пассажирские поезда, которые идут через Краснодар транзитом, пустят в обход города, чтобы сократить время следования.

11 прилегающих предприятий, собственников ответвлений железной дороги, которые непосредственно владеют тупиками, и около 270 предприятий-грузополучателей будут перенесены в район станции Краснодар-Сортировочный, где вырастет большой логистический комплекс с современными терминалами. Ориентировочно он займет около 110 гектар.

- Мы освободим центр города от большегрузного транспорта, а заодно и от металлобаз, которые расположены в районе станции Краснодар-2, - продолжает Елена Васильченко. - Проще будет пускать транзитный транспорт через Восточную промзону. А логистический парк соединится автодорогой с трассой М-4.

Получит новое развитие и территория Восточной промзоны, а это 400 с лишним гектаров. Туда будут перенесены предприятия малого бизнеса из центральной части города. Сейчас решается вопрос о переводе этих земель из федеральной собственности в региональную.

В рамках программы "Краснодару - столичный облик" на сессии ЗСК в июле принято решение начать финансирование предпроектных работ. Для этого выделено 50 миллионов рублей из региональной казны и 30 миллионов из городского бюджета. В данный момент составляется техническое задание, к концу октября оно будет выставлено на торги, тогда и определится генподрядчик.

Когда начнется непосредственная реализация проекта "Краснодарский транзит", по словам Васильченко, сказать сложно. Сейчас на первом месте - экономические расчеты.

Поскольку проект очень дорогой - только по предварительным подсчетам, он "весит" свыше 32 миллиардов рублей - осилить его ни за счет краевого, ни за счет городского бюджетов будет невозможно. Есть два пути получить средства на его реализацию: подать заявку в инвестиционный фонд или попасть в федеральную целевую программу "Модернизация транспортной системы России".

- Чтобы подать заявку, допустим, в инвестфонд, нам нужно найти инвестора на 25 процентов стоимости проекта - почти десять миллиардов рублей. Но инвестор должен четко видеть свою выгоду, - говорит Васильченко. - Много желающих вложить средства в строительство логистического парка, это очень прибыльно во всем мире. Достаточно предложений от крупного бизнеса, связанных с развитием Восточной промышленной зоны. Но ведь они должны нести и обременение в виде строительства социальных объектов, сносов жилых строений. Поэтому прежде нужно оценить все риски, проанализировать, сколько город затратит за изъятие территорий и их реконструкцию. Раздавать инвесторам лакомые куски, не просчитав интересы города, мы не будем.

В том или ином виде проект "Краснодарский транзит" все равно будет реализован, иначе в городе через пару лет просто случится транспортный коллапс. В первом квартале следующего года предпроектная работа будет завершена. После этого назначат публичные слушания, где каждый желающий сможет ознакомиться с ее результатами. Ведь такие грандиозные перемены в инфраструктуре города затронут интересы каждого его жителя.

Кстати

Группа предпринимателей, инженеров и ученых представила на рассмотрение в администрацию Краснодара инвестиционное предложение по строительству метрополитена.

Оно предусматривает семь вариантов прокладки линий метро. Власти города считают эту идею вполне осуществимой. Вполне возможно, что к 2013 году мэрия закажет разработку проекта метрополитена. Стоимость строительства метро сопоставима с годовым бюджетом столицы Кубани. Ветка длиной 11 километров обойдется в 11 миллиардов рублей, а бюджет города - около 15 миллиардов.

По расчетам специалистов, метро окупается, если плотность населения в городе - порядка 20 тысяч человек на квадратный километр. В Краснодаре этот показатель в 10 раз меньше. Но в случае строительства его в Краснодаре жители спальных районов смогут добираться до центра за 10 минут (сейчас это может занимать до полутора часов). Кроме финансовых возможностей, перспективы краснодарского метрополитена ничем не ограничены. Грунт под городом вполне подходит для прокладки метро.
    
 

Экономика Недвижимость Инфраструктура Филиалы РГ Кубань. Северный Кавказ ЮФО Краснодарский край Краснодар