Распределение земли через аукционы сделало заветные сотки доступнее для населения лишь теоретически. Больше половины выставляемых на торги участков для индивидуального строительства уходит в руки коммерсантов.
Самый востребованный среди рядовых жителей Тюмени район частной застройки - Тура, в народе - попросту Лесобаза. Найти более доступный по цене вариант в черте города уже вряд ли возможно. Благодаря тому, что район стоит на болоте, а участки нарезаны небольшие, цены в ходе аукционов поднимаются незначительно.
Зохра Валиева право трехлетней аренды выиграла в сентябре, предложив за шесть соток 253 тысячи рублей. Такую сумму ей придется платить ежегодно, пока не построит дом. После этого она сможет оформить участок в собственность. Чем быстрее завершится строительство, тем дешевле обойдется взятая в аренду у государства земля, а потому есть резон поторопиться.
Спешат и соседи Валиевой. Им земля обошлась еще дороже. Их участок на сто метров ближе к цивилизации - рядом многоквартирные дома, и дорога с твердым покрытием при малейшем ненастье раскисать не будет. За более комфортные условия будущим новоселам придется ежегодно платить аренду уже в размере 400 тысяч рублей.
В возможность получить по приемлемой цене более привлекательный участок мало кто из тюменцев верит. Рядовому жителю выиграть аукцион у коммерсантов просто не по силам. Пока большинство граждан, привыкшее, что советская земля предоставляется бесплатно, осознало, что подарков от государства больше не будет, меньшинство научилось на этом неплохо зарабатывать. В результате торги, призванные поставить конкурентов в равные условия, вздувают цены на участки настолько, что их уже сложно назвать земными.
Например, в августе шесть соток в черте Тюмени по улице Барнаульской ушли с молотка за 1341300 рублей при стартовой цене 144300 - в ходе торгов стоимость увеличилась почти в десять раз. И все бы ничего, если бы это была цена продажи, а не годовой аренды. Другой лот - 14 соток в деревне Патрушевой, что в двух километрах от областного центра, - в ходе торгов подорожал с 406 тысяч рублей до двух миллионов. Двадцать соток в поселке Московском, что в пяти километрах от города, ушли с молотка за 2182 тысячи, также подорожав в пять с лишним раз. А пятнадцать соток в соседней деревне Падериной, где нет ни детского сада, ни школы, а из всего производства только ферма, стоят 1118 тысяч рублей. Вывод напрашивается простой: рядовой колхозник за такие деньги землю арендовать не будет.
- Как минимум половина всех заявок на аукцион поступает от коммерсантов, - подтверждает факт монополизации рынка "денежными мешками" руководитель областного фонда имущества Сергей Соловьев.
Тех, кто берет землю для себя, по его словам, видно сразу: у них есть потолок, выше которого они прыгнуть просто не в состоянии.
- Как правило, частники торгуются максимум до 600-700 тысяч, - поясняет Соловьев. - Дальше остаются исключительно коммерсанты, тщательно просчитывающие каждый следующий шаг на калькуляторе.
Их задача - получить максимальную прибыль от сделки. Как показывает практика, рентабельность такого бизнеса достаточно высока. Через несколько месяцев тот же участок с возведенным на нем коттеджем подорожает на порядок. А многие коммерсанты, не занимаясь даже стройкой, просто переуступают затем землю за большую сумму.
- Нет законодательных актов, которые бы ограничивали участие спекулянтов в подобных аукционах, - говорит глава фонда имущества. - Мы не имеем права сказать: "Заявилось десять нуждающихся граждан, а ты - коммерсант и потому участвовать в торгах не будешь".
Решить проблему доступности земли, по словам Сергея Соловьева, можно, увеличив количество участков, выделяемых под индивидуальное строительство. И работа в этом направлении уже ведется. Сегодня в пригородах Тюмени не всегда эффективно используются гектары сельскохозяйственных угодий. На их месте вполне могли бы разместиться частные застройки. Но, поскольку земли эти федеральные, требуется провести работу по изменению их статуса. Правительством РФ поставлена задача в срок до 1 января 2009 года провести инвентаризацию, определив, какие участки действительно нельзя изымать из госсобственности, остальные отдать под жилищное строительство.
Не шокирует цена земли, пожалуй, только жителей отдаленных районов. Хотя система аукционов дошла и до глубинки, процедура получения земли для сельского жителя болезненной не стала. В ряде муниципальных образований за четыре года, что действует система, так и не состоялось ни одного аукциона - из-за отсутствия спроса. А там, где торги все же прижились, даже с молотка земля уходит за копейки. Так, например, в Викуловском районе, что почти в 500 километрах от областного центра, с начала года на аукцион было выставлено девять участков под индивидуальное строительство по стартовым ценам от 177 до 512 рублей. Самый дорогой продали за 5,2 тысячи. Аналогичная ситуация и в Абатском муниципальном образовании: дороже четырех тысяч рублей ни один из тринадцати участков в этом году продать с торгов не удалось.