Екатеринбург меняет облик: некогда закрытый город, насыщенный крупными промышленными предприятиями, становится центром торговли, логистики, туризма. О том, с какой целью и какими методами осуществляется ребрендинг, о взаимодействии городских властей с бизнесом "Российской газете" рассказал заместитель главы Екатеринбурга по вопросам потребительского рынка и услуг Виктор Контеев.
Открытый миру
Российская газета: Виктор Владимирович, существует ли стратегия превращения Екатеринбурга из "города заводов" в "город потребителей" или этот процесс идет стихийно?
Виктор Контеев: Стратегический план развития Екатеринбурга до 2015 года появился четыре года назад. Мы понимали, что современный Екатеринбург уже не будет таким, каким был промышленный Свердловск. Что город с монофункциональной структурой не адаптирован к рыночным условиям. Теперь мы готовим план до 2025 года, он включает мероприятия, необходимые для вхождения Екатеринбурга в мировое сообщество.
РГ: Каковы основные направления этой стратегии?
Контеев: Их 14: строительство, реформирование ЖКХ, проекты в сферах здравоохранения, образования... На мой взгляд, важно создать новый имидж мегаполиса, провести его ребрендинг, открыть город миру. Мы посещаем десятки выездных выставочных мероприятий в разных странах, в прошлом году организовали три рекламных тура для иностранных СМИ.
Сегодня в Екатеринбурге 20 иностранных консульств. Ежегодно в город прибывают около ста дипломатических и бизнес-миссий, постоянно работают более 300 представительств и филиалов зарубежных фирм. Западные предприниматели понимают, что на территории Екатеринбурга есть перспективы развития бизнеса. А власти города стремятся создать для этого современную инфраструктуру. В частности, сюда летают самолеты девяти иностранных авиакомпаний, ежегодно сдается свыше десяти современных гостиниц.
Привлечение евро
РГ: Одна из целей политики городских властей - привлечение инвестиций. Охотно ли идут иностранные инвесторы в сферу потребительского рынка?
Контеев: В этом году мы ожидаем приток инвестиций на 55 - 57 миллиардов рублей. 65 процентов - мелкие и средние проекты - финансируются отечественными структурами. Но в город приходит и западный бизнес. Как говорят иностранные инвесторы, "мы видим риски на российском рынке, но вкладываем их в норму доходности, какую никогда не сможем получить в Европе".
РГ: Когда на предприятия перерабатывающей промышленности приходят иностранные собственники, это порождает опасения, что производство закроют, работников сократят...
Контеев: Приведу два примера. 150 миллионов евро будет вложено за 2007-2008 годы в "Патру". На предприятии планируется увеличить объем производства практически в три раза. Выиграет ли город от прихода иностранного инвестора? Безусловно. Возрастут поступления в казну, появятся дополнительные рабочие места, будет развиваться инфраструктура. То, что делает компания "Хайнекен", не противоречит логике развития мегаполиса. И у нас никаких проблем с руководством этого предприятия не возникает.
Другой пример - компания "Сладко". Когда наша знаменитая "Конфи" перешла в иностранные руки, из линейки исчез весь любимый горожанами ассортимент. В результате тот бренд, на который рассчитывал инвестор, не сработал из-за недооценки внутреннего рынка, непонимания ментальности покупателей. Мы неоднократно выходили на руководство, но там действовала система Тейлора - "научное выжимание пота". Другое их не интересовало. Сейчас на фабрике сменилось руководство, и мы готовы им помогать.
Многим предприятиям нужны инвестиции, а мы не располагаем достаточным объемом денег, чтобы превратить их в процветающие. Но нужны внятные правила и условия, на которых мы будем сотрудничать с иностранным бизнесом.
От киоска к моллу
РГ: Какова политика городских властей по отношению к торговым сетям?
Контеев: В свое время мы сделали все, чтобы поддержать местный ритейл. Теперь екатеринбургские сети - "Кировский", "Монетка", "Купец" - выросли и даже перешагнули рамки города и области. Между тем в Челябинске собственных сетей практически не осталось, в Перми - только "Семья". В последнее время на территории города начали появляться иностранные и крупные российские сети. Требование к ним одно: принести передовые технологии, современное оборудование, новые приемы мотивации персонала. Конкуренция даст толчок дальнейшему развитию местных сетей. В любом случае выиграет покупатель. У нас со всеми сетями есть взаимопонимание, они готовы вносить корректировки в свою работу.
РГ: В Екатеринбурге бурно строится деловая и торговая недвижимость. Как просчитывается потребность города в торговых и офисных площадях?
Контеев: В текущем году товарооборот в Екатеринбурге составит 324 миллиарда рублей - больше, чем у 80 процентов субъектов Федерации. Для нас эта цифра - показатель реального спроса населения, уровня платежеспособности. В Казани в течение двух лет было утроено количество торговых площадей, но не все востребованы по причине низкого платежеспособного спроса населения.
Сейчас обеспеченность Екатеринбурга торговыми площадями - 730 квадратных метров на 1000 жителей. Это в полтора раза ниже, чем в Милане, в 1,2 - чем в Дюссельдорфе или Берлине. Даже с Москвой сравнение пока не в нашу пользу. На 1 января 2009-го у нас будет 920 метров, а к 2010 году - 1500. Но качественных площадей - только 55 процентов. Именно такие нам и необходимо вводить. К тому же центр города насыщен торговыми комплексами, а в отдаленных районах ситуация иная. Поэтому мы реализуем стратегический проект "Торговые узлы": будет создано 70 узлов и обеспечено равномерное размещение предприятий торговли, общепита, бытового обслуживания на территории города.
РГ: Участвуют ли в планировании наука, бизнес?
Контеев: В разработку стратегического плана города было включено все городское сообщество, в том числе и общественные объединения бизнеса, например "Уралпищепром". Сначала было нелегко: мы наталкивались на непонимание предпринимателей: для чего городу вообще нужна стратегия? Сейчас ситуация изменилась. Территория, где власть научилась понимать бизнес, а бизнес - власть, где возможен компромисс и есть четкие правила игры, не может быть депрессивной, она будет развиваться.
Профи на рынке
РГ: В Союзе российских городов вы возглавляете секцию "Потребительский рынок". Какие общие проблемы крупных городов там решаются?
Контеев: Одна из основных задач нашей секции - координация, разделение полномочий между федеральным, региональным и муниципальным уровнями. Около четырех лет мы добивались создания в минэкономразвития структуры, которая бы координировала внутреннюю торговлю. Она обеспечивает 23 процента ВВП - на втором месте после нефтегазового комплекса. Наконец, департамент был создан, появились первые наработки, система взаимодействия, но затем прошла реорганизация.
Вторая проблема: существует более 400 актов о внутренней торговле. Единого правового поля, регламентирующего деятельность в этой сфере, нет. В течение пяти лет шла работа над проектом федерального закона, он готов. Пока правительство не внесло его в Государственную Думу, но, надеюсь, закон все же будет принят.
Когда был создан МЭРТ, структуры, которые занимались внутренней торговлей, были упразднены или превратились в отделы департаментов экономики. Отрасль потеряла много специалистов. Благодаря позиции губернатора Свердловской области и мэра Екатеринбурга региональное министерство торговли и услуг и городской комитет по товарному рынку сохранились.
В наших встречах участвуют представители 70 городов России. У всех есть уникальный опыт, который мы с коллегами внимательно изучаем и берем на вооружение. Проблемы общие, а механизм их решения на каждой территории имеет свою специфику.
РГ: В столице Урала есть два известных проекта - знак "Екатеринбургское качество" и горячая линия "Отвечает Контеев". Оцените их эффективность.
Контеев: Если ты чиновник, значит, за что-то отвечаешь в этом городе. Горячая линия - своего рода мониторинг состояния потребительского рынка с точки зрения самих потребителей. Ежедневно поступает 17-20 сигналов. Три года назад был просто шквал звонков с жалобами на плохое качество обуви. Результат системной работы (выявления недобросовестных поставщиков, проверок, обучения товароведов, продавцов) - минус 30 процентов обращений.
Мы стремимся обозначить масштабные проблемы и решать их системно. Сейчас работа идет по 10-12 направлениям. Одна из самых серьезных - проблема качества. Отсюда проект "Екатеринбургское качество". Уже более 40 пищевых товаров получили этот знак. В проект включилась сфера бытового обслуживания, гостиницы, автосервисные предприятия, легкая промышленность и другие. В перспективе знак качества будут получать не отдельные товары, а предприятия. Скажем, если такой знак есть у магазина, то покупателю гарантировано не только соответствующее качество товаров, но и улыбка продавца, две минуты обслуживания в кассе.