09.10.2008 03:51
    Поделиться

    Строить челябинскую "подземку" готов целый ряд фирм из разных регионов

    По мнению региональных властей, сдвинуть с мертвой точки строительство метро в Челябинске сможет только жесткая конкуренция. Подрядчиков заставят биться буквально за каждый погонный метр тоннеля. Соперничать между собой придется и поставщикам оборудования. В результате поезда по первой ветке должны пойти на год раньше, чем планировалось.

    Первый шаг уже сделан: представители областных властей провели встречу с альтернативным поставщиком тоннелепроходческого оборудования. Конкурс на приобретение второго комбайна должен быть объявлен до конца 2008 года. Ранее о готовности принять в нем участие заявляли представители канадской компании "Lowat", поставившей в 2003 году в Челябинск первый агрегат, который показал себя не с лучшей стороны. Скорость проходки тоннеля традиционным буро-взрывным способом и разрекламированной (и очень дорогой!) машиной оказалась практически одинаковой.

    Дело в том, что купленный с большим напряжением для бюджета комплекс был предназначен для проходки легких и средних грунтов. Челябинск же стоит на гранитных породах, о которые "Ловат" элементарно "обломал зубы". Представители регионального правительства говорят о том, что пять лет назад канадцы ввели южноуральцев в заблуждение. Однако вопросы о том, куда смотрели сами покупатели и понесли ли хоть какую-то ответственность принимавшие решение о приобретении этого комбайна, по-прежнему деликатно обходятся.

    Нынешним фаворитом, имеющим серьезные шансы на успех, можно считать германскую компанию "Herrenknecht", являющуюся одним из мировых лидеров в изготовлении оборудования для транспортного и коммунального тоннелестроения. Агрегаты производства этой компании успешно зарекомендовали себя при работе в сложных грунтах. Немцы гарантировали, что смогут построить для Челябинска универсальный тоннелепроходческий комплекс (ТПК), оснащенный сменными комплектами режущих модулей - с учетом всех технических, проектных заданий и требований местных метростроителей. Областные власти еще до проведения конкурса потребовали предоставить гарантии скорости проходки в имеющихся геологических условиях, обеспечить монтаж и наладку ТПК, подготовку специалистов и последующее техническое обслуживание.

    Ускорению строительства подземки препятствуют не только технические причины. После нескольких лет оживленных дискуссий региональные власти наконец признали, что действовавший до сих пор генеральный подрядчик - ОАО "Челябметрострой" - не справляется с проведением работ. Средств на строительство метро в последние два-три года выделяется все больше: в 2006 году - около миллиарда рублей, в 2008-м планируется освоить около 2,5 миллиарда, в 2009-м - порядка пяти миллиардов. Но простое "закачивание" денег ситуацию не изменит - их просто не успевают осваивать. Как заметил в мае текущего года гендиректор "Объединенной дирекции заказчиков строящихся метрополитенов" АНО "Инвестстройметро" Юрий Крук, привлеченный областными властями в качестве эксперта, доля освоенных средств в сумме выделенных с каждым годом все уменьшается. "Ни в одном городе, где строится метро, такого нет - это парадокс!" - подчеркнул он. При таком раскладе борьба областных властей с федеральным минфином за паритетное финансирование стройки (сегодня 80 процентов расходов ложится на регион, а 20 - на Москву) теряет смысл.

    Еще в прошлом году от услуг "Челябметростроя" решено было отказаться, что позволило бы привлечь к строительству новых подрядчиков. После принятия этого принципиального решения было предпринято четыре попытки расторгнуть госконтракт, успехом увенчалась лишь последняя. Впрочем, экс-генподрядчик уже заявил о намерении участвовать во всех конкурсах, которые ожидаются в ближайшее время.

    Теперь на участие в создании челябинской подземки претендует целый ряд фирм из других регионов. При этом лоты, которые первоначально предполагалось выставить на конкурс, будут дополнительно раздроблены. К примеру, трехкилометровый участок разобьют на три. Если выигравший конкурс подрядчик на первом километре покажет, что способен выполнять принятые на себя обязательства, на торги будут выставлены сразу два оставшихся участка. Если нет, то за второй и третий лоты будут бороться другие фирмы.

    Учитывая, что строительство планируется организовать одновременно на нескольких площадках, необходимо в кратчайшие сроки закончить подготовку проектной документации на все объекты. Этим займутся тоже несколько проектных организаций - из Минска, Санкт-Петербурга, Омска и Москвы.

    Если все пойдет по плану, поезда первой шестикилометровой линии, соединяющей "северок" (спальные районы на северо-западе Челябинска) с центром города, могут начать курсировать между четырьмя станциями в 2012 году. Еще недавно, да и то очень осторожно, говорилось, что раньше 2013 года этого ожидать не стоит.

    Между тем сомнения в реальности планов строительства единственной ветки метрополитена звучат в Челябинске все чаще и чаще. И чиновники нынешней городской администрации, и претендующие на их кресла оппозиционеры открыто говорят о том, что огромные средства (проект оценивается почти в 30 миллиардов рублей) было бы куда эффективней вложить в совершенствование дорожной сети мегаполиса и развитие новых видов наземного транспорта вроде скоростных трамваев или монорельса.

    Прямая речь

    Владимир Дятлов, первый вице-губернатор Челябинской области:

    - Большинство мегаполисов мира не могут решить транспортную проблему только совершенствованием улично-дорожной сети, строительством развязок и вводом наземных систем электрифицированного транспорта. Многие крупные города ограничивают движение, вводят платный проезд в центр и применяют прочие вынужденные меры. Подземное пространство дает нам возможности, которые не могут быть обеспечены иными способами. Да, это дорого, но другого пути нет: если мы не построим метро в течение ближайших пяти лет, то Челябинск ждут серьезные проблемы.

    Справка "РГ"

    Решение о строительстве в Челябинске метрополитена было принято в 1985 году постановлением Совета министров РСФСР, тогда же началось проектирование. Строительно-монтажные работы начались в 1992 году, но в условиях экономического кризиса тех лет были заморожены. Оживление в тоннелях началось в более благополучных в финансовом отношении 2004-2005 годах: был приобретен тоннелепроходческий комплекс; для ускорения и удешевления работ решено уменьшить глубину залегания тоннелей, а их чугунную отделку заменить железобетонной - сегодня в области запущен завод по выпуску тюбингов.

    Поделиться