закон, который сегодня публикует "РГ-Неделя", наконец-то восстановил справедливость в отношении советских и российских военнослужащих, волею командования заброшенных на африканские войны.
До конца прошлого века вслух говорить об их дальних командировках было не принято. Солдат и офицеров десятками забрасывали на Черный континент, а по документам выходило, что они отъехали куда-нибудь в Сибирь или Среднюю Азию. Лишь небольшое количество "горячих точек", где служили и проливали свою кровь наши ребята, официально рассекретили еще во времена СССР. Самые известные - Корея и Афганистан.
После развала Союза многие вынужденные легионеры добились официального признания. В их личных делах появилась запись о службе за океанами. А когда в стране ввели понятие "ветеран боевых действий" и прописали их права в законе, сотни бывших и действующих военнослужащих вместе с "корочками" обрели дополнительные льготы. Правда, под нововведение попали не все. В привилегированной когорте оказались главным образом солдаты и офицеры, воевавшие в той же Африке в составе отдельных подразделений: летчики, зенитчики, танкисты и так далее. Скажем, советское командование в 1975-1979 годах направляло в Анголу небольшие воинские контингенты. Это нашло отражение в Законе "О ветеранах". Однако тот факт, что наши военные советники, некоторые армейские спецы и переводчики находились в этой стране до 1992-го, в Мозамбике - до 1988-го, а в Эфиопии - до декабря 2000-го, как-то выпал из внимания законодателей. Теперь промашка устранена: в закон внесены поправки, четко уточняющие "временную" принадлежность военнослужащих к ветеранам боевых действий.
На дополнительные льготы отныне могут рассчитывать сотни людей. Ведь наши военные советники, специалисты и переводчики работали в полусотне государств мира. Причем служили там, как правило, во время войны. Только с 1950 по 1991 год СССР потерял в таких конфликтах более 600 военнослужащих, в том числе 74 - в Эфиопии и 59 - в Анголе.
Строго говоря, к ветеранам боевых действий надо бы причислить и тех российских военнослужащих, которые в последние годы участвовали в операциях ООН на Черном континенте - в Западной Сахаре, Конго, Либерии, Кот-д Ивуаре, Бурунди, Восточном Тиморе. Не стоит забывать о военных авиаторах, под пулями развозивших на своих Ми-8 гуманитарные грузы в охваченные междоусобной войной районы Судана. Да и наш миротворческий контингент из двухсот военнослужащих, который скоро отправят в другую африканскую "горячую точку" - Чад, тоже заслуживает особого внимания властей. Так что нынешние изменения в законе, по всей видимости, не последние.
Принадлежность к ветеранам крупных преференций людям не сулит, а наличие "корочки" практически не скажется на тяжести их кошелька. Однако кое-какие льготы бывшим легионерам положены. К примеру, они имеют право выбирать время для ежегодного отпуска, а сами каникулы растянуть еще на 35 дней. Правда, оплачивать дополнительный отпуск придется из собственного кармана. В бюджетные институты, техникумы и колледжи ветеранов боевых действий обязаны принимать вне конкурса. Они также могут рассчитывать на внеочередную установку телефона и льготное получение путевки в санатории - на курорт, если необходимость лечения там подтверждена медицинской справкой. Полный список преференций есть в Законе "О ветеранах".