10.10.2008 05:00
    Поделиться

    Аудитор Счетной палаты Александр Назаров: Борьба за Арктику будет непростой

    Богатства арктического Севера притягивают к себе не только бизнес, но и политиков, разжигая межгосударственные споры и конфликты. Какие интересы отстаивает Россия в этой "арктической гонке" и с какими проблемами ей предстоит столкнуться, корреспонденту "РГ" рассказал аудитор Счетной палаты РФ Александр Назаров.

    Российская газета: Александр Викторович, какова же "цена вопроса" в борьбе за Арктику?

    Александр Назаров: По самым скромным данным, это четверть всех шельфовых запасов углеводородов в мире. И США уже все подсчитали. Арктика - это 90 млрд баррелей нефти, 47 трлн кубометров природного газа. Отсюда желание приарктических стран расширить зоны своих континентальных шельфов. Об этом уже заявили США, Канада, Норвегия и Дания. С ними нам предстоит вести борьбу, отстаивая в ООН свое право на богатства в условном треугольнике Архангельск - Северный полюс - Чукотка.

    Сегодня странам разрешено получать под свой контроль морское дно за пределами обычных границ, если они могут доказать, что это дно является продолжением их континентального шельфа. Впервые мы заявили претензии, например, на хребет Ломоносова в 2001 году. А в 2007 году вновь подняли этот вопрос, когда российский батискаф разместил флаг России на дне океана под Северным полюсом.

    Вслед за нами канадские, а затем и датские ученые заявили, что хребет Ломоносова, проходящий под Северным полюсом, связан с Северо-А мериканской и Гренландской плитами. Свои претензии на шельф огласили и США. Слова они уже подкрепили силой оружия, проведя в районе Аляски военные учения.

    РГ: Что сегодня может предпринять Россия, чтобы эти богатства стали достоянием будущих поколений россиян?

    Назаров: Прежде всего необходимо заняться глубоководным бурением для того, чтобы лучше понять морфологию российского арктического района. Я уверен, что это позволит собрать бесспорные доказательства о наших правах на шельф за пределами российской 200-мильной зоны в Арктике. Затем надо описать и установить охраняемые зоны вокруг всех известных заполярных островов начиная с Новой Земли и до последнего клочка российской суши. Далее - все это закрепить в законодательстве Российской Федерации и ее субъектов, в чьей юрисдикции эти территории находятся. И после этого закрепить внешние границы российского континентального шельфа в Арктике. Принятие Советом безопасности РФ государственной политики в Арктике - первый, но, безусловно, верный шаг в этом направлении. Он сыграет огромную роль для укрепления позиций России в арктической зоне.

    РГ: В 1998 году на рассмотрение Госдумы России вы представили проект закона "Об арктической зоне РФ". Что он мог дать стране? И почему его не приняли?

    Назаров: Закон был направлен на обеспечение геополитических интересов нашего государства в Арктике. В статье I этого документа были прописаны арктические территории, находящиеся под юрисдикцией Российской Федерации. Его принятие позволило бы в правовом плане закрепить права России на управление территориями в условном треугольнике Архангельск - Северный полюс - Чукотка. Но против выступили коммунисты. Почему, сказать сложно. В результате мы внутренним законодательством России не определили правила управления 1,7 млн квадратных километров нашей территории. Жаль. Не хватило одного голоса. К этому закону нужно возвращаться.

    РГ: Кандидат на пост президента США Джон Маккейн заявил, что бурение в прибрежных водах необходимо начинать незамедлительно. Это предвыборный ход или начало активных действий США за раздел Арктики?

    Назаров: Здесь, на мой взгляд, перемешано все - и предвыборная риторика, и реальная экономика. Начнем с того, что США совместно с Канадой ведут научные исследования в районе северной части Чукотского плато. Все идет к тому, что США и их северный сосед предъявят в ООН свои претензии на включение в континентальный шельф США части этой территории.

    РГ: Вообще борьба за водные пространства и шельф в Арктике, насколько мне известно, идет уже третий век.

    Назаров: Действительно, еще 3 мая 1867 года в Петербурге был ратифицирован договор, заключенный между Россией и Северо-Американскими Соединенными Штатами об уступке российских Северо-Американских колоний. Впрочем, договор об уступке Аляски не касался юрисдикции на море, хотя и устанавливал прохождение границы между владениями России и США. Что формально позволяло трактовать намеченную границу. Позже эти положения воспроизводились в постановлении ЦИК СССР 1926 года, подтверждались в процессе дипломатической переписки СССР и США, в двусторонних соглашениях по рыболовству.

    Все эти документы ссылаются на один и тот же факт - установление начальной точки в Беринговом проливе с координатами 65 градусов 30 минут северной широты, расположенной на меридиане, разделяющем на равном расстоянии остров Крузенштерна от острова Ратманова. Линия 1867 года служит разграничением боковых гpaниц территориального моря в Северном Ледовитом океане. Хотя США считают, что она проходит не до Северного полюса, а лишь до острова Врангеля, этих пределов достаточно, чтобы иметь ориентир в определении границ территориальных вод в Чукотском море. Впервые в договорном порядке морская граница государственной территории была закреплена в Соглашении между СССР и США о линии разграничения морских пространств от 1 июня 1990 года.

    Однако Советский Союз лишь подписал, но не ратифицировал этот международный договор. Так что Российская Федерация - правопродолжатель СССР - сегодня не связана обязательствами по соглашению 1990 года. Отсюда вывод: США незаконно эксплуатируют спорную зону в Беринговом море. А значит, необходимо возвращаться к проблеме и решать ее на межгосударственном уровне.

    РГ: И какой сейчас "расклад сил"?

    Назаров: США в свой арктический шельф пытаются включить прежде всего часть дна Восточно-Сибирского и Чукотского морей. В то же время правовой режим этих морей имеет свою специфику, которая связана с наличием полярного сектора в Северном Ледовитом океане.

    В ходе исторически длительного процесса освоения арктических районов и эксплуатации природных ресурсов в Арктике сложилось фактическое размежевание сфер интересов приполярных государств. Естественно, что в пространственном отношении процесс этот в каждом из государств шел прежде всего на побережьях и, опираясь на освоенные районы, распространялся на острова Северного Ледовитого океана в направлении к полюсу. Так возникла основа того, что впоследствии получило название концепции полярных секторов. Суть ее заключается в том, что все земли и острова (но не морские пространства) к северу от арктического побережья государства в пределах сектора, образованного таким побережьем и сходящимися в точке полюса соответствующими меридианами, считаются входящими в состав территории этого государства. Уже в 1904 году на картах Канады, например, такой сектор был обозначен.

    В 1916 году правительство России известило все государства о включении в состав российской территории всех земель, составляющих продолжение на север сибирской континентальной платформы. Советский Союз закрепил свои права на земли и острова в пределах полярного сектора специальным постановлением в 1926 году. Территорией СССР объявлялись все как открытые, так и открываемые в дальнейшем земли и острова, расположенные в Северном Ледовитом океане к северу от побережья Советского Союза до Северного полюса. Исключение составили земли и острова, которые были признаны в качестве иностранной территории. Это восточные острова архипелага Шпицберген. Что же касается восточной границы российского арктического сектора, то ее прохождение освящено почти 130-летней историей и остается неизменным и по сей день. Я имею в виду договор об уступке российских североамериканских колоний, о котором мы уже говорили.

    Однако в международно-правовом отношении линии, определяющие боковые пределы полярных секторов, не являются государственными границами. Но Конвенция ООН 1982 года, по существу, узаконила другое понятие - экономические зоны. По этому документу шельфом прибрежного государства называются морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря до внешней границы подводной окраины материка, или на расстояние 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Интересно, что США отказались подписать этот документ, резервируя за собой "право действовать по своему усмотрению". А в августе 1984 года вместе с США Англия, Франция, Италия, ФРГ, Бельгия, Нидерланды и Япония подписали соглашение, предусматривающее для этих государств возможность добычи ресурсов дна без каких-либо обязательств в отношении других стран и решений Конвенции ООН по морскому праву.

    Так что борьба за Арктику будет весьма непростой, учитывая все эти "правовые узлы", которые предстоит развязать.

    РГ: Один из них, насколько я понимаю, вам удалось распутать, когда были губернатором Чукотки. Я имею в виду постановление о морской охраняемой зоне государственного заповедника "Остров Врангеля".

    Назаров: Это чисто российский остров, но в начале 1990 года на него и даже на остров Ратманова начались поползновения наших соседей. В тот период времени Соединенные Штаты, пользуясь нашей политической слабостью, а в отдельных случаях - и расчетливой "недееспособностью" высших политических деятелей СССР, предприняли ряд шагов по расширению своих морских и сухопутных территорий. Как результат - мы получили якобы "спорный" участок шельфа в Баренцевом море.

    Был момент, когда разговор шел даже о переуступке Чукотки. На это был направлен экологический проект "Берингов парк", который предполагал передачу части Чукотки под юрисдикцию США. Интересно, что отдельные наши депутаты на закате Советского Союза были готовы поменять Чукотку, фигурально выражаясь, на жвачку. Все это называлось "новым мышлением". Дабы этого не произошло, мы поселили на острове Врангеля коренных жителей, привезли туда оленей, овцебыков. При поддержке Крючкова, возглавлявшего тогда КГБ, поставили погранзаставу. Затем я подписал постановление о морской охраняемой зоне государственного заповедника "Остров Врангеля". Своим решением я установил 24-мильную зону вокруг 12-мильной акватории, окружающей острова Врангеля и Геральд. И сегодня по этим островам и по прилегающему к ним шельфу ни у кого вопросов нет. Я не сомневаюсь, что уже в самое ближайшее время туда придут отечественные нефтяные компании.

    Поделиться