Новости

10.10.2008 01:30
Рубрика: Культура

Режиссеры не капризничают

На телеэкраны выходит фильм "Отцы и дети"

В это воскресенье на канале "Россия" - премьера фильма "Отцы и дети" по одноименному роману Ивана Тургенева. Режиссер фильма "Отцы и дети" - Авдотья (Дуня) Смирнова ответила на вопросы корреспондента "РГ".

Российская газета: Дуня, о вашей предстоящей версии "Отцов и детей" много говорилось. Фильм ждали. И я, честно говоря, ожидала увидеть его сначала в кинотеатрах.

Авдотья Смирнова: Он изначально планировался для показа по телевидению. В середине выходного дня зрители будут смотреть картину два часа сорок пять минут. Есть всякие технические секреты, связанные с экранизациями и с законами восприятия. В любом классическом романе XIX века, за исключением, может быть, романов Федора Михайловича Достоевского, присутствует длинная экспозиция - долгое введение в сюжет. То есть в начале романа происходят знакомство со всеми героями, завязка всех конфликтов. Известно, что зритель решает, смотреть картину или нет, в первые десять минут первой серии. И если сюжет сразу же не закручивает, то для того, чтобы включить телевизор на следующий день, зрителю требуется некоторое усилие. Когда экранизируешь классику, все-таки стараешься бережно относиться к материалу. И если в романе не стреляют первые десять минут, то вряд ли станешь вводить эту стрельбу.

РГ: То есть вы считаете, что нашего зрителя, если первые десять минут не стреляют, фильм не способен удержать у экрана? "Ликвидация" же удержала.

Смирнова: Но там криминально-авантюрный сюжет задан сразу.

РГ: А тут - вечная проблема отцов и детей.

Смирнова: Именно что проблема. Философская. Интеллектуальная. Эта структура несколько посложнее.

Мне кажется, что воскресенье для просмотра картины - хорошее время. Но на самом деле много об этом не думаю. Потому что картина уже живет своей жизнью, существует отдельно от меня. И как ей на роду написано встретиться со зрителем, так она и встретится.

РГ: Вы не в первый раз работаете с отцом на съемочной площадке. Но если в фильме "Дневник его жены", где Андрей Смирнов играл Ивана Бунина, а снимал Алексей Учитель, вы были автором сценария, то на этот раз вы впервые с отцом, который играет Павла Петровича, работаете как режиссер. И как?

Смирнова: Очень хорошо. Режиссеры, как известно, в качестве артистов чрезвычайно дисциплинированны. Потому что они знают, что такое работа на площадке. И, как правило, все любят снимать своих коллег, потому что знают: режиссеры не будут капризничать. Кроме того, я очень люблю Андрея Смирнова как артиста. Изначально хотела, чтобы он играл эту роль.

РГ: То есть проблемы отцов и детей на площадке не было?

Смирнова: У нас вообще нет этой проблемы, потому что мы с отцом - близкие друзья и товарищи.

РГ: Широкая публика знает вас как телеведущую, как автора сценария фильмов. Теперь второй раз узнает вас как режиссера (первый фильм Смирновой-режиссера был "Связь". - Ред.).

Смирнова: Я занимаюсь только тем, в чем чувствую себя органично. И вообще я не умею заниматься чем-то одним долго. Мне это неинтересно. Я люблю заниматься разными делами, и чтобы мне было занятно, и было куда стремиться. У меня есть такая теория, что неинтересно быть кем-то, интересно кем-то становиться. В соответствии с этим ощущением я и управляюсь со своей жизнью.

РГ: Александр Адабашьян много помог на съемках "Отцов и детей"?

Смирнова: Он был художником-постановщиком, соавтором сценария. Его присутствие на картине очень много ей дало.

РГ: Как, на ваш взгляд, Александр Устюгов справился с ролью Базарова?

Смирнова: Я очень рада, что работала с ним. Считаю, что это - абсолютно его роль.