10.10.2008 01:42
    Поделиться

    Саратовское антимонопольное управление нашло новый способ борьбы с финансовыми пирамидами

    Антимонопольная служба нашла способ борьбы со строителями финансовых пирамид

    Областное управление ФАС проверило рекламу, которую размещают организации, привлекающие средства населения. Как выяснилось, подобные фирмы на каждом шагу нарушают рекламное законодательство.

    Пирамида под маской

    - Законодательство о рекламе в последние годы претерпело серьезные изменения, - рассказывает заместитель руководителя управления ФАС по Саратовской области Людмила Борисова. - Так что сегодня появление в рекламе таких персонажей, как Леня Голубков, уже невозможно. Однако некоторые организации, которые занимаются привлечением денежных средств населения под высокие проценты, закон все же нарушают.

    Сотрудники управления федеральной антимонопольной службы объясняют, что обратили на это внимание, поскольку жители Саратовской области продолжают попадаться на удочку мошенников, обещающих несбыточную прибыль: в отдельных случаях - до 90 процентов годовых. За последнее время в регионе прогремел ряд громких скандалов, связанных с деятельностью таких контор. Как уже рассказывала "Российская газета", главное следственное управление областного ГУВД в этом году возбудило уголовные дела в отношении создателей организаций "Гарант-кредит", "Золотая лига", "Улвес". Только одной из них саратовцы передали около 50 миллионов рублей.

    Чаще всего организаторы пирамид сегодня выступают под маской ссудно-сберегательных кооперативов, которые не подпадают под закон о банковской деятельности. В то же время средства граждан принимаются не в виде вкладов, а в качестве паевых взносов или по договорам займа. Причем оформлены эти договоры таким образом, что организация чаще всего никакой ответственности перед клиентами не несет.

    Незаконными такие действия сами по себе не являются, и привлечь к уголовной ответственности за мошенничество организаторов хитрых финансовых схем можно лишь в том случае, если кто-то из граждан сочтет себя обманутым. А подобное обычно происходит, когда организаторы аферы уже скрылись с выманенными у доверчивых людей миллионами.

    Однако не исключено, что жесткий контроль, под который сотрудники антимонопольного ведомства сегодня взяли рекламные объявления подобных организаций, может оказаться эффективным способом борьбы с мошенниками. Дело в том, что финансовые пирамиды не могут существовать без постоянного привлечения новых клиентов, что чаще всего достигается правдоподобными, но недостоверными рекламными посулами. Стоит только вспомнить, что "Золотая лига" привлекала средства граждан якобы для инвестиций в "золотодобывающую промышленность Перу". А интернациональный финансовый фонд "Улвес", организованный гражданами Германии, обещал размещать средства клиентов на международной валютной бирже.

    Одна из созданных в Саратове финансовых пирамид смогла выманить у жителей области 50 миллионов рублей

    Причем немалую часть собранных средств жулики, особенно поначалу, тратят как раз на рекламу своей деятельности. В одной из подобных контор из 5 миллионов рублей, полученных от клиентов, более чем полтора миллиона предприниматели потратили как раз на оплату рекламных объявлений.

    Ролик с процентами

    Выводы сотрудников антимонопольного ведомства теперь подтверждены и в судебном порядке. Саратовский арбитражный суд, в котором одна из подобных фирм - "Жилье в кредит" - пыталась обжаловать постановление ФАС, признал действия антимонопольщиков законными.

    В рекламных видеороликах кооператива "Жилье в кредит", которые демонстрировались по саратовскому телевидению, обыгрывались темы ипотеки и жилищного строительства. По этому факту по инициативе управления ФАС была проведена специальная психолого-лингвистическая экспертиза. Эксперты посчитали, что у потребителей рекламы может сложиться впечатление, будто деятельность кооператива связана с привлечением средств для строительства жилья.

    - Однако по закону такая реклама разрешена лишь определенному кругу организаций, которые заключают договоры долевого строительства, - жилищным, жилищно-строительным и жилищно-накопительным кооперативам, - объясняет Людмила Борисова.

    Между тем "Жилье в кредит" являлось потребительским ссудно-сберегательным кооперативом, то есть организацией, банально занимающейся приемом денежных средств у населения под большие проценты. За распространение недобросовестной рекламы кооператив был оштрафован на 50 тысяч рублей. Однако наказание эффекта не возымело, "Жилье в кредит" продолжало распространять рекламу, вводившую в заблуждение саратовцев, только слегка изменив видеоролик: из него убрали кадры с многоэтажными жилыми домами. Тогда организация была оштрафована еще на 350 тысяч рублей за неисполнение решения антимонопольного органа. Именно это второе решение антимонопольного ведомства и пытался - как теперь выяснилось, безуспешно - обжаловать кооператив.

    Лотерея без выигрыша

    Случай этот не единичный. Потребительское общество "Возрождение 63, предлагало гражданам разместить денежные средства под 48 процентов годовых. Причем рекламные объявления эта организация давала от имени Союза потребительских обществ "Возрождение" и фонда "Кремль" (Москва). Кроме того, в той же рекламе, которая публиковалась в саратовских газетах бесплатных объявлений, можно было прочесть, что "Возрождение 63" - лауреат некоего спецпроекта в номинации "Опора честного бизнеса". Гражданам, разместившим здесь денежные средства, обещалось участие в программах дополнительного пенсионного обеспечения и беспроигрышной лотереи.

    Однако при проверке сотрудниками УФАС потребительского общества выяснилось, что все эти сведения не соответствовали действительности. Липовым оказалось лауреатство, о котором извещала реклама. Мало того - у потребительского общества не было лицензии на деятельность в сфере дополнительного пенсионного обеспечения. Вдобавок "Возрождение 63", сообщив в своей рекламе о лотерее, не определило сроки и правила ее проведения, количество призов и выигрышей, порядок и место их получения.

    Управление антимонопольной службы расценило действия потребительского общества "Возрождение 63", как распространение недостоверной рекламы и оштрафовало организацию на 95 тысяч рублей.

    Сейчас УФАС привлекает к административной ответственности еще ряд подобных организаций. Управлением выдано предписание об устранении нарушения закона КПКГ "Росгражданкредит", рассматривается вопрос о возбуждении в отношении этой организации производства по административному правонарушению. Выяснилось, что эта компания, не имея лицензии на банковскую деятельность, тем не менее распространяла листовки и обещала принимать денежные вклады у населения под высокие проценты - до 30 процентов годовых.

    Еще одна организация, ООО "Финансовая инвестиционная компания "Экономический альянс", распространяла рекламу, в которой сообщалось об инвестировании средств клиентов в акции крупных российских компаний. При этом компания обещала выплачивать своим клиентам до 10 процентов доходной ставки в месяц. Как раз в этом, по мнению сотрудников УФАС, и наличествуют признаки нарушения законодательства. Дело в том, что статья 28 федерального закона о рекламе запрещает публикацию гарантий и обещаний будущей эффективности денежных вложений, если эта доходность не может быть определена на момент заключения договора. Между тем доходность акций определяется, как известно, лишь после того, как завершен финансовый год.

    Если удастся поставить заслон на пути такой вот недобросовестной рекламы, считают специалисты УФАС, возводить финансовые пирамиды мошенникам станет значительно сложней.

    Поделиться