13.10.2008 05:00
    Поделиться

    Экспедиция с американским космическим туристом отправилась на МКС

    Вчера к Международной космической станции стартовал корабль "Союз ТМА-13" с новым экипажем

    Вчера на Международную космическую станцию отправилась 18-я экспедиция - россиянин Юрий Лончаков и американец Майкл Финк. Третье кресло в корабле "Союз ТМА-13" занял шестой по счету космический турист, он же первый представитель американской космической династии Ричард Гэрриот, сын профессионального астронавта НАСА Оуэна Гэрриота.

    Запуск с Байконура прошел безукоризненно. Правда, по всему участку траектории выведения корабля дежурили девять самолетов, 18 вертолетов и одно спасательное судно. Подобная страховка есть при любом старте. На сей же раз, как считают некоторые, она имела особый смысл: ведь полетел корабль под номером "тринадцать". Впрочем, у наших космонавтов, связанных с этим числом, суеверий нет.

    - Более того, я уверен, что если что-то происходит 13-го числа или если выпадает номер 13, значит, все будет нормально, - говорит летчик-космонавт Александр Калери.

    А вот те же американцы эту цифру, как известно, не любят: в домах на Манхэттене, скажем, нет тринадцатых этажей, во многих самолетах нет тринадцатых рядов кресел, а в гостиницах - тринадцатых номеров.

    Кстати, одними из первых космонавтов, кто примерил на себя магическое число, были Виктор Савиных и Владимир Джанибеков: им пришлось лететь на "Союзе Т-13", чтобы найти и реанимировать станцию "Салют-7", связь с которой была потеряна.

    - Все говорили: "Ну вот, и станция непонятно где, и еще корабль N 13, - вспоминает Савиных. - Но все получилось замечательно: станцию спасли.

    После удачной экспедиции "Союз Т-13" успешно летал и корабль "Союз ТМ-13"

    Юрию Лончакову и Майклу Финку предстоит провести на орбите 175 суток. А вот космический турист Ричард Гэрриот, заплативший 30 миллионов долларов за то, чтобы посмотреть на нашу планету с высоты 240 км, вернется на Землю вместе с нынешними жильцами звездной коммуналки - Олегом Кононенко и Сергеем Волковым.

    Программа у нового основного экипажа МКС более чем напряженная: он должен принять два грузовых "Прогресса", столько же "шаттлов", выйти в открытый космос. Это не считая с полсотни научных экспериментов. К слову, Лончаков и Финк протестируют в невесомости и первый в истории "умный" скафандр "Орлан-МК", снабженный персональным компьютером с жидкокристаллическим дисплеем. Его недавно доставил на станцию корабль "Прогресс". Но вот для работы за бортом космонавты все-таки пока еще наденут прежнюю "спецовку" - "Орлан-М".

    Еще одна важная деталь: полетевший на орбиту основной экипаж МКС - последний, или, как говорят космонавты, "крайний", который состоит из трех космонавтов. Следующая экспедиция по планам будет уже из шести человек. Поэтому, по словам Майкла Финка, им необходимо подготовить станцию для работы в увеличенном составе.

    Турист Ричард Гэрриот скучать тоже не намерен: не для того, как говорит, отдал за полет практически все свои деньги. Он проведет на станции ряд научных исследований, прежде всего по изучению кристаллизации протеинов.

    - Этим занимался мой отец, - поясняет Ричард. - Я тоже проводил подобное исследование, но на Земле. Кроме того, хочу сделать такие же снимки планеты, что и мой отец в 1973 году. Это нужно, чтобы показать, как изменилась Земля с того времени.

    Гэрриот оставит на орбите и так называемый "Драйвер бессмертия" - диск, где собраны сведения о земной цивилизации: различные достижения, ДНК человека в цифровом виде, обращения землян к иным цивилизациям. Это что-то вроде небольшой "энциклопедии", которая будет находиться на станции.

    Вообще, похоже, шестой "звездный путешественник" всерьез увлекается всем, что связано с космосом. В его коллекции есть даже копия первого искусственного спутника Земли, а также сертификат "владения" вторым советским луноходом, запущенным на Луну в 1973 году. Так что Гэрриот не просто летит на орбиту - летит поближе к своей "недвижимости", которая уже почти сорок лет бесхозно лежит на спутнике Земли. Говорят, что купил он "лунный трактор" по нынешним меркам за смешные деньги - 68 500 долларов.

    комментарий

    "Как мог советский луноход стать собственностью американского миллионера?" - с этим вопросом корреспондент "РГ" обратился к одному из патриархов отечественной космонавтики, ведущему конструктору первых космических кораблей "Восток" и разработчику лунных автоматических станций Олегу Ивановскому.

    - Это было, да, - подтвердил Олег Генрихович. - В начале 90-х годов на Сотбисе был выставлен соответствующий лот - луноход-2. Такое решение было принято. Кто принимал его? Не могу сказать, не знаю. Во всяком случае, конечно, не НПО им. Лавочкина. И Гэрриот купил луноход, находящийся на Луне. Без гарантии, естественно, его доставки.

    - Если честно, не укладывается в голове...

    - Вспомните те годы, когда по полгода зарплаты не платили. И поэтому не только луноход - там на Сотбисе было много чего продано. Там и скафандры космонавтов продавали.

    Кстати, в этой команде, которая полетела, есть еще один интересный человек - Майкл Финк. В свое время, еще студентом, он приезжал с группой сверстников в нашу страну. Ребята встречались со студентами МАИ, были у нас в музее НПО. Майкл в нашей книге отзывов своей рукой немножко коряво написал по-русски: "Будущий космонавт Майкл Финк". И расписался. Так что его юношеская мечта исполнилась. Полетел уже во второй раз.

    Между тем

    На борту МКС Гэрриот встретится тоже с потомственным "небожителем" Сергеем Волковым, сыном нашего замечательного космонавта Александра Волкова. Так что впереди - встреча на орбите представителей двух космических династий. Такого еще не было.

    Космонавтам разрешено брать с собой до полутора килограммов личных вещей. Поэтому берут - самое-самое. Майкл Финк, например, взял с собой электронные книги, причем исключительно научную фантастику. А еще - записи матчей американского футбола возьмет обязательно: он фанат американского футбола. Юрий Лончаков каждый раз обязательно берет талисман - маленького белого мишку, который уже дважды путешествовал с ним в космос. А еще - губную гармошку и солидную подборку бардовских песен: гитара на станции "прописалась" уже давно.

    Ричард Гэрриот взял несколько ювелирных украшений, картин и маленьких керамических вазочек - изделия своей мамы, художника-дизайнера.

    Поделиться