Все адвокатское сообщество обсуждает громкий арест в Москве председателя коллегии "Столичный адвокат" Игоря Макарова. Его обвиняют в попытке дать крупную взятку.
За "делом адвоката" стоит департамент экономической безопасности МВД. В милиции заявляют, что уголовное дело против защитника связано с расследованием мошенничества на нескольких подмосковных металлоперерабатывающих заводах.
В министерстве внутренних дел корреспонденту "РГ" так объяснили суть дела. Игорь Макаров представлял интересы одного подмосковного металлургического завода. На этом предприятии и на нескольких аналогичных сейчас ведется расследование. Защитник, по рассказам милиционеров, попытался дать взятку 50 тысяч долларов эксперту по налогам.
Кстати, сам факт дачи взятки был еще летом. Если точнее, то в августе. По рассказам милиционеров, уже тогда за Макаровым следили. Защитник пришел к эксперту по налогам и предложил ему солидную сумму за то, чтобы эксперт сделал "нужное" заключение для суда в пользу одного из заводов. Купленное мнение эксперта, если бы оно появилось, вполне могло поставить под сомнение результаты налоговой проверки.
Когда миссия не удалась и эксперт от взятки отказался, в его кабинет вошли сотрудники департамента экономической безопасности и спецназ. Купюры оказались мечеными. Как заверяют в МВД, защитника взяли с поличным.Но дальше процесс задержания адвоката застопорился и его результаты появились не летом, а в середине осени.
Дело в том, что сразу увести адвоката в следственный изолятор прямо после свидания с экспертом у милиции не вышло. Арестовать Макарова на месте не дала 448 статья Уголовно-процессуального кодекса. По этой статье у защитников есть некий иммунитет. Правильно ли адвоката арестовывают и законно ли возбуждается против него уголовное дело, может решить только суд. В конце-концов суд согласился с милицией и дал санкцию на возбуждение уголовного дела.
В итоге против Макарова было заведено сразу два уголовных дела. Первое по довольно редкой статье - приготовление к преступлению и покушение на преступление и второе - провокация взятки либо коммерческого подкупа. Если все сказанное найдет подтверждение в суде, то Макарову грозит наказание от штрафа 200 тысяч рублей в лучшем случае до пяти лет лишения свободы - в худшем.
И задержание защитника, и решение суда о том, что против него можно расследовать уголовное дело, произошли не вчера. Почему именно сейчас встал вопрос о задержании адвоката? В МВД говорят, что поняли: Макаров может развалить все расследование и решили сработать на упреждение - предоставить информацию о нем общественности, хотя поначалу делать это не спешили.
Корреспонденту "РГ" в Федеральной палате адвокатов сообщили, что к "делу Макарова" относятся с большой осторожностью. Там говорят, что палате довольно часто приходится сталкиваться с тем, что адвоката подставляют исключительно для того, чтобы вывести его из процесса. И чем успешнее защитник, тем больше желания ему помешать работать.
В каждой адвокатской палате существует комиссия по защите прав адвокатов. Там разбираются с подобными случаями и при необходимости, если есть факты фабрикации уголовного дела, защищают своего коллегу. В Федеральной палате заявили, что пока суд не вынесет решения о виновности коллеги, они не будут предпринимать никаких карательных мер. Но если нарушение подтвердится, то статус адвоката виновный потеряет. Защитников с судимостями не бывает.
Вообще-то дело, по которому пострадал Макаров, весьма любопытно, и в случае завершения обещает стать очень громким. Департамаент экономической безопасности еще прошлой зимой заинтересовался тремя подмосковными металлургическими заводами. Все они продавали металлические детали для печей. Но за официальной ширмой скрывалось настоящее, как уверены сыщики, производство. На заводах имелись подпольные склады, где плавили алюминий и другие цветные металлы. Оттуда слитки ехали за границу. В милиции рассказывают, что хозяева заводов по дешевке скупали у местных жителей лом цветных металлов, делали из него болванки. В документах болванки записывались как те же детали для печей. Делалось это для того, чтобы без таможенных пошлин отправлять болванки за границу.
Борцы с экономической преступностью уверяют, что таким манером хозяева заводов скрыли НДС на два миллиарда рублей. Эти люди, как и адвокат, сейчас под арестом. Когда можно ожидать окончания расследования, в МВД сказать не могут.