14.10.2008 00:00
    Поделиться

    Богомолов: в программе "Гордон Кихот" Виктор Ерофеев выглядел потерпевшим

    Перечень претензий к жизни тех, кому посчастливилось попасть в "ящик", разнообразен, как ассортимент товаров в бутике. Кто-то был недоволен отсутствием легато у танцевальной пары Екатерины Стриженовой и Алексея Тихонова, а кто-то - присутствием коррупции и наличием политкорректности в этом прекрасном и яростном мире. Чрезвычайно были недовольны, как всегда, Алексей Пиманов, Алексей Пушков, Александр Гордон, Андрей Караулов и Михаил Веллер.

    После дождика в четверг...

    Писатель Михаил Веллер был недоволен дважды и одновременно на двух каналах: в авторской программе "Культурная революция" Михаила Швыдкого и в ток-шоу "К барьеру!" имени Владимира Соловьева.

    Следить за мыслью мыслителя было непросто, но при некоторой сноровке рук в управлении пультом за ней все же можно было поспеть.

    Поспев, я узнал, что цивилизация в своем развитии резко отклонилась от предполагаемого Веллером вектора.

    Во-первых, злополучная политкорректность. Именно она способна привести к умалению самобытности многовековой христианской культуры и ее ценностных величин. Между тем как экспортированная к нам с Запада терпимость к чужим уставам разрушительна по отношению к нашим собственным традициям.

    Во-вторых, коррупция. Все эти хлопоты с созданием законодательной базы по противодействию мздоимству - пустое, ноль. К тому же с отрицательным знаком. Это не мое соображение. Это его, писателя Веллера, допущение.

    Новые нормы (как и всякого рода спецоперации типа "чистые руки", "честные глаза", "светлые помыслы"), полагает он, ничего не дадут, кроме расширения и обновления коррупционного рынка, увеличения его емкости и всеохватности.

    Смотреть надо, предлагает он, вглубь. Сам он, заглянув туда, увидел, что причина причин поголовного взяточничества - рынок. И он прав. Как прав был тот студент, который, отвечая на вопрос профессора, что такое электричество, сказал коротко и емко: "Электричество - это форма движения материи". Экзаменатор, правда, поставил смышленому ученику двойку.

    На передаче у Владимира Соловьева прозвучало довольно дефиниций относительно того, что есть коррупция, и предположений относительно того, кому она выгодна. Мне-то показалось самым глубоким и точным разъяснение, данное несколько раньше в другой передаче - в "Прожекторперисхилтоне". "Коррупция - это когда майор ГИБДД оказывается в "Форбсе".

    За отчетную неделю помимо писателя Веллера в обиде на жизнь остались Максим Галкин (ему не понравилось, как комментировал фигурное катание Дмитрий Губерниев), композитор Владимир Дашкевич (его не устроила исполнительская манера Филиппа Киркорова) и телеведущие Борис Берман и Ильдар Жандарев (их задела пародия в "Большой разнице").

    Но более других потерпевшим выглядел писатель Виктор Ерофеев в программе "Гордон Кихот". И об этом стоит сказать отдельно.

    Сор, вынесенный из телепроекта

    О том, что такое эта программа в принципе, мне довелось уже писать пару раз. Телеведущий Александр Гордон раз за разом вызывает на поединок тех медиаперсонажей, что не оправдали его надежд на их высокое предназначение или просто оказывают дурное влияние на человечество.

    До этого на ковре у нового Дон Кихота побывали писатель Минаев, который стесняется называть себя писателем, и Ксения Собчак, которая ничего не стесняется. Был еще сатирик Михаил Задорнов, которому не дает покоя слава "большого ученого, знающего толк в языкознании".

    Теперь вот - Ерофеев, которого, судя по его признанию, обманом завлекли в это шоу. Обещали обсудить его прозу, а судили его жизнь.

    Список претензий к нему был длинен, но невразумителен. В вину чудовищу по фамилии "Ерофеев" вменялось: а) папа видный советский дипломат, б) благополучное диссидентство при советской власти, в) благополучие после крушения советской власти, г) известность на Западе, известность в России и что-то еще.

    Судя по мелочности нападок и по градусу их озлобленности, можно было подумать, что вся эта акция затеяна из зависти к успешному человеку.

    ...Затеяна-то, может, и из зависти. Примем во внимание, что писалась она еще летом. Но вброшена в эфир сегодня по другим причинам.

    Виктор Ерофеев со скандалом вышел из амбициозного проекта Первого канала "Последний герой", который вскорости должен появиться в эфире. Мало того, что Ерофеев в дым разругался с инициаторами шоу и придал этот факт огласке в СМИ, так он еще вынес довольно значительную кучу сора с необитаемого острова близ Панамы.

    Первое, что он сделал, переименовал шоу: не "Последний герой", а "Последний фашист". И, судя по тому, что рассказал писатель о нравах на острове Невезения, где нет календаря, это не преувеличение.

    Мне давно был подозрителен этот проект. С самых первых его выпусков. Одно дело - попробовать себя в роли Робинзона Крузо; другое - обречь себя на расчеловечивание. Одна проблема - есть червей, другая - стать червяком.

    Судя по тому, что поведали "беглецы" с острова Несвободы Ерофеев и Джигурда, именно в этом направлении и двигалось шоу: людей известных и неизвестных за хорошую плату понуждали стать сначала баранами, а затем мелкими насекомыми, повелителем которых была Ксения Собчак.

    Ксения Собчак в роли капо (так звали надзирательниц в нацистских концлагерях) - это что-то новенькое в репертуаре этой гламурной девицы с немалыми креативными склонностями. А что может быть омерзительнее креативной вертухайши?..

    Конечно, показания Ерофеева и Джигурды можно счесть субъективными и просто недостоверными. Но слишком показательно, что с участников шоу берут подписку о неразглашении в течение двух лет всех деталей и подробностей того, что происходило за кулисами проекта.

    На экране, не сомневаюсь, шоу приобретет более или менее приличную осанку, но нехорошая тень уже легла на него. Понятна поэтому злость и ярость менеджеров Первого канала, о чем можно судить по той травле, с которой канал обрушился на "изменников".

    Все, что они могут себе позволить, так это попытаться скомпрометировать и Ерофеева, и Джигурду, бросить на них тень. Сначала с этой целью была ангажирована площадка "Прожектора" Ивана Урганта, где "веселые ребята" поиздевались над панамскими беженцами. А теперь так удачно легла карта с "Гордон Кихотом".

    И все-таки проблема не столько в оскорбленных чувствах писателя и артиста, сколько в самом шоу, их оскорбляющем. "Последнему герою" уже не отмыться. Похоже, что Виктор Ерофеев попал в его самый чувствительный нерв, заметив, что программа "Последний герой" (или "Последний фашист") подыгрывает тоталитарным склонностям определенной части аудитории.

    ***

    Первым продюсером "Последнего героя" был Александр Любимов. Теперь он инициировал новый проект уже на второй кнопке: "Имя Россия". Его можно было бы назвать "Первый герой". На минувшей неделе им стал Петр I. На этой - станет Иосиф Сталин.

    Поделиться