Объявил свою программу третий Римский международный кинофестиваль

Лицо девушки, выглядывающее из прорези экранного полотнища, - эмблема III Римского международного кинофестиваля. На днях он объявил свою программу.

Это фестиваль амбициозный и с драматичной судьбой. Три года назад он стартовал, откровенно заявив о намерении отбить у заносчивой Венеции статус главного киносмотра Италии. Его преимущества казались очевидными: вместо маленького острова Лидо - огромный мегаполис с толпами пытливых студентов и массой слоняющихся без дела туристов. Римский фестиваль позиционировал себя как сугубо демократический, демонстративно оставляя Венеции всю кинематографическую заумь. Но первые два года работы фестиваля показали, что такая позиция резко снизила авторитетность киносмотра. С шеренгами школьников, организованно марширующих под руковод ством вожатых к высокому искусству, слабым конкурсом и отсутствием внятных критериев отбора он более напоминал дет ский утренник, чем серьезное состязание качественных фильмов.

Беда пришла, откуда не ждали: когда Вальтера Велтрони, большого любителя и покровителя искусств, в кресле римского мэра сменил Джанни Алеманно. И одним из первых вопросов, который он задал, был: "А зачем Италии еще один кинофестиваль, да еще такой дорогой?" Новый мэр передал Римский фестиваль под начало режиссера-ветерана Паскуале Скуитьери, который с порога заявил, что хочет это дело закрыть. "Нельзя так транжирить деньги, - сказал он. - Нельзя платить за 20 отельных номеров для охраны ДиКаприо и за 18 - для охранников Николь Кидман! Фестиваль - бизнес, и есть нечто парадоксальное в том, что этим бизнесом заправляли коммунисты".

Фестиваль оказался под угрозой, но за него горячо вступилась мировая кинематографическая общественность. Многие голливудские звезды заявили свой протест, требуя сохранить так резво стартовавший фестиваль. Киносмотр устоял и полон планов.

На первом Римском фестивале в 2006 году Гран-при завоевала комедия российского режиссера Кирилла Серебренникова "Изображая жертву". На втором показали "Монгола" Сергея Бодрова; будущего "оскаровского" номинанта приняли с интересом, но призами не наградили. Судя по всему, Римский фестиваль в российском кино видит источник главным образом экзотики: после "Монгола" честь нашего кино теперь будет защищать фильм Гуки Омаровой "Баксы" - совместное производство Казахстана, России и Германии. Это не о долларах, как можно подумать: "баксы" (с ударением на Ы) по-казахски - шаман. Среди конкурентов Гуки Омаровой крупных имен нет - фестиваль явно испытывает трудности в привлечении известных мастеров, предпочитающих киносмотры с репутацией.

Целая серия российских фильмов будет показана на международном кинофестивале в Осаке, отмечающем в ноябре свое 15-летие и по этому поводу пригласившем в почетные председатели оскаровского лауреата Мориса Жарра. В этом году фестиваль щедро знакомит японских зрителей с европейским кино. В большую программу торжественных премьер включен фильм Андрея Кончаловского "Глянец". Будет также специальный показ под лозунгом "Восточная Европа и Россия - историческое путешествие сквозь фильмы", куда вошли, как говорится в анонсах, "культовые или классические фильмы последних двух десятилетий".