16 октября в Курске состоится расширенное совещание руководителей областей Центрального федерального округа, посвященное развитию местного самоуправления. Мы побеседовали на эту тему с курским губернатором Александром Михайловым.
- Александр Николаевич, по количеству муниципальных образований Курская область занимает девятое место в России и первое - в ЦФО. Хорошо это или плохо?
- С 1996 года до принятия Федерального закона № 131 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в регионе действовала одноуровневая поселенческая модель местного самоуправления. Действовало 512 муниципальных образований, в том числе 32 городских и 480 сельских поселений. Причем уже в 2002 году все они имели собственные бюджеты.
В ходе реализации федерального закона территориальная структура местного самоуправления изменилась. Статусом городского округа были наделены Курск, Железногорск, Курчатов, Щигры и Льгов, в которых проживают 592,5 тысячи человек. Статус городских поселений обрели 27 райцентров, сельских - 480 муниципальных образований. Они составляют первый уровень местного самоуправления. Второй уровень - образованные в 2005-м 28 муниципальных образований на уровне районов.
Таким образом, к 1 января 2006-го была сформирована двухуровневая структура местного самоуправления и переходного периода, предусмотренного законом, в Курской области не было. У нас 540 муниципальных образований, и такая модель территориального устройства в максимальной степени соответствует концепции, заложенной федеральным законом.
Мы уже прошли тот путь, на который многие регионы только готовятся вступить. Однако назрела необходимость укрупнения малочисленных муниципальных образований, что существенно упростит межбюджетные отношения и сэкономит расходы. В регионе - 125 муниципалитетов с населением до 500 человек. Увы, это пример, когда количество не перешло в качество. Действительно, нынешняя система местного самоуправления - громоздкая, высокозатратная структура. Значительно возросли расходы на содержание аппарата управления муниципальных образований, в некоторых из них они составляют до 90 процентов объема местных бюджетов.
Должен сказать: население эти проблемы замечает. В администрацию стали поступать предложения по сокращению количества муниципальных образований. Их - в рамках мероприятий по проведению административной реформы - обобщает специальная рабочая группа.
- Как Вы оцениваете итоги муниципальной реформы в Курской области и в целом по России?
- Твердо убежден: вопросы организации эффективного местного самоуправления не потеряли актуальности. Они важны для реализации текущих социально-экономических задач на региональном и местном уровне и с точки зрения перспектив укрепления основ государства, развития демократии.
С органами местного самоуправления мы работаем на партнерских, конструктивных началах. Муниципальная власть учится грамотно решать непростые социальные вопросы, проблемы ЖКХ, строительства дорог, газификации. То есть управлять процессами, которые призваны улучшать качество жизни населения. Повысился профессионализм руководителей и специалистов. Отмечу желание самих глав совместно с областной властью решать насущные проблемы. Пресловутый "парад суверенитетов" уходит в прошлое.
- В регионе накоплен серьезный опыт в становлении системы местного самоуправления. С какими сложностями пришлось столкнуться?
- Были споры по вопросу наделения городских поселений статусом городских округов, территории которых не входят в состав муниципальных районов. У нас сельскохозяйственная область. Оставить район без городской инфраструктуры - значит обделить сельские поселения. Поэтому при разработке закона выбрали наиболее оптимальный вариант, при котором "город" и "район" развивались бы полноценно.
Были проблемы с границами муниципальных образований. В итоге удалось снять противоречия и принять в 2004 году 6 областных законов. Проведена большая работа по безвозмездной передаче в муниципальную собственность областных объектов соцсферы: клубов, библиотек, домов культуры, больниц. Всего муниципалитетам передано имущество на сумму более 3 миллиардов рублей.
К сожалению, остались нерешенные проблемы. По ряду вопросов компетенция муниципалитетов федеральным законодательством четко не обозначена. Как пример - полномочия по пожарной безопасности. Нет ясности, как и на каком уровне финансировать содержание имущества, предназначенного для этих целей. Не урегулирован вопрос с финансированием полномочий в регистрации граждан по месту жительства. К компетенции органов местного самоуправления это не относится. Однако на практике муниципальные образования данную функцию выполняют, затрачивая средства местных бюджетов.
На мой взгляд, в последнее время неоправданно расширяется практика передачи госполномочий, которые не имеют прямого отношения к жизни местного населения и не обеспечиваются финансово. Имею в виду Лесной кодекс, Закон о государственном земельном кадастре. Надеюсь, по мере совершенствования нормативной правовой базы в сфере разграничения полномочий эти проблемы исчезнут.
- Как шла работа над региональным законодательством по вопросам местного самоуправления?
- За последние 4 года введено в действие около 100 областных законов, регламентирующих порядок процедуры выборов, финансовые, имущественные отношения между областью и муниципальными образованиями. Утверждена областная целевая программа "Государственная поддержка органов местного самоуправления Курской области и создание условий для развития конституционных полномочий местного самоуправления".
Нормативные правовые акты были приняты и на местах. Это позволило решить многие организационные, финансовые и имущественные вопросы органов местного самоуправления в районном звене, провести выборы глав и депутатов представительных органов, сформировать аппарат администраций районов, разработать и принять уставы.
- Насколько местные бюджеты финансово обеспечены для выполнения своих полномочий? Претерпели ли изменения межбюджетные отношения?
- Как известно, основными источниками пополнения местных бюджетов являются налоги на доходы и имущество физических лиц, земельный и ряд других. На величину их поступления влияют уровень развития в муниципалитетах промышленного и сельскохозяйственного производства, полнота учета налогоплательщиков, размер и собираемость налогов, рациональное использование земель… Здесь многое зависит от грамотной работы органов местного самоуправления.
Бюджетная политика областной власти направлена на укрепление финансовых основ местного самоуправления. Областной и федеральный бюджеты выделяют муниципалитетам финансовую помощь в виде дотаций и субсидий. Отмечу, что за последние 3 года объем субсидий вырос в 15 раз, дотаций - в 1,5 раза. В нынешнем году безвозмездные поступления в местные бюджеты составят более 7 миллиардов рублей.
- В России почти ежедневно вскрываются факты коррупции. Причем в значительной степени взяточничество распространено среди глав муниципальных образований. Как бороться с этим явлением?
- К сожалению, факты коррупции есть и в нашем регионе. Некоторые руководители местного самоуправления, образно говоря, не выдерживают проверки властью и идут на нарушения закона. Немаловажный фактор, который может оказать влияние на борьбу с коррупцией, - взвешенное решение избирателей во время выборов местных глав. Непорядочным людям не место во власти - об этом должен помнить каждый. За любое нарушение закона, независимо от служебного положения, чиновники должны нести ответственность, в том числе уголовную.