Юрий Чайка выбрал своим советником патриарха права

Александру Яковлевичу Сухареву 11 октября 2008 года исполнилось 85 лет. Друзья и коллеги называют его патриархом права. И в этом нет ни капли преувеличения.

Участник Великой Отечественной войны, имеющий тяжелое ранение и боевые награды. Один из представителей советского государства на Нюрнбергском процессе. Первый заместитель министра юстиции СССР (1970-1984 гг.). Министр юстиции РСФСР (1984-1988 гг.). Генеральный прокурор СССР (1988-1990 гг.).

Человек, благодаря которому в советских школах появился предмет "основы советского государства и права", создававший журнал "Человек и закон" и аналогичную программу на телевидении.

Сейчас Александр Яковлевич - советник Генпрокурора. Постоянно призывающая "батарея" телефонов, идущие потоком посетители и коллеги - все это указывает на то, что хозяин генеральского кабинета с золотой табличкой, где указаны его имя и должность, на элитном пятом этаже главного здания Генпрокуратуры на Большой Дмитровке, все так же бодр и деловит, как и в прежние годы.

Главной проблемой современного российского права прокурор Сухарев считает последствия лозунга: "что не запрещено, то разрешено", запущенного из стана именитых юристов - приверженцев так называемого "правового государства". В условиях еще не сформировавшегося законодательства в России разрешенным оказалось буквально все.

Государство, как правовой инструмент управления, допустило в 90-е годы серьезную стратегическую ошибку, самоустранившись от руководства обществом, особенно в сфере экономики.

К числу проблем, по которым у отечественной правовой школы есть принципиальные разногласия с западной правовой системой, Александр Яковлевич относит вопросы социального права. На Западе достаточно проработано политическое и естественное право. Однако вопросы прав социальных - доступность образования, медицинского обслуживания, элементарного жилья - выведены западными демократиями из-под юрисдикции публичного права. Эти права граждане в рамках западных правовых моделей вынуждены "выкупать" под эгидой права частного. И сегодня российская правовая система также приняла подобную модель.

Отсюда берут начало причины, по которым отечественную прокурорскую систему серьезно лихорадит. Раньше в советской правовой школе прокуратура прямо гарантировала соблюдение и исполнение приоритетов социального права. И потому обладала бесспорным авторитетом. Сегодня роль прокуратуры в государстве и обществе значительно изменилась.

Так что, по большому счету, кредо Александра Яковлевича Сухарева - социальное государство с "человеческим лицом", ступень развития общества. Приоритет в нем - гарантированная доминанта социальных прав человека. Тогда роль и место российской прокуратуры в обществе станут значимы и очевидны.

По мнению Александра Сухарева, прокурорская служба России сегодня "регулирует в сторону реализма" многие экономические и социальные процессы. А также корректирует отчасти ущербное российское законодательство.