14.10.2008 03:15
    Поделиться

    Белгородским школам не хватает учителей иностранного языка

    В Белгородской области дефицит учителей английского и немецкого

    Белгородские чиновники от образования бьют тревогу: школам не хватает учителей иностранного языка. При этом преподаватели английского, немецкого или французского составляют треть педагогов пенсионного возраста.

    Это одна из главных причин общепризнанного низкого уровня владения языками у выпускников. Для решения вопроса областное управление образования в 2007-м разработало программу "Иностранный язык до 2009 года". Однако ее реализация уперлась в проблему кадров, которые, как и раньше, решают все.
    - В нынешнем году к нам поступило 62 вакансии. Учителя иностранного языка нужны повсюду, - делится статистикой директор Центра содействия трудоустройству выпускников БелГУ Александр Киселев. - Из 99 человек, имеющих соответствующую квалификацию, мы распределили только 51. И лишь 12 в итоге заняли предназначенные им места. Аналогичная ситуация наблюдалась, к сожалению, и в прошлые годы.

    Характерный пример: небольшой Корочанский район, население которого - менее 40 тысяч человек, минувшим летом приглашал в сельские школы 7 учителей немецкого. Однако перспектива делать карьеру в глубинке никого не прельстила.

    - Мы ежегодно выпускаем около ста специалистов, но в школы идут единицы. Зато их охотно берут на работу в бизнес-структуры, - говорит замдекана факультета романо-германской филологии Белгородского госуниверситета Владимир Пугач. - Те, у кого хорошо с французским, принимают на предприятия с иностранным капиталом, торгующие в регионе сельхозтехникой. В переводчиках нуждаются высококвалифицированные европейские рабочие, которых приглашают агрохолдинги. Здесь наши ребята незаменимы: они быстро "дорастают" от секретаря до начальника отдела.

    Работодатели "вычисляют" лучших выпускников еще до того, как они получат дипломы. В прошлом году "Газпром" отобрал в Белгороде несколько пятикурсников, проведя на факультете тестирование. Весной ребята вновь появились в alma mater. На этот раз - чтобы рекрутировать в Москву новых специалистов.

    Из 62 вакансий учителей иностранного языка удалось заполнить лишь 12. Большинство выпускников находят другую работу

    - Те из моих однокурсников, которые не побоялись больших городов, неплохо устроились, - признает вчерашняя студентка Дарья Польская. - Многие размещают резюме в Интернете и быстро находят работу в Москве или Петербурге. Зарплата - от 1000 евро - конечно, не идет ни в какое сравнение с учительскими окладами. Да и в регионе хороших переводчиков ценят. Я знаю ребят, которые работали на заводах по производству немецких йогуртов и теплоизоляционных материалов, на автосервисе, где ремонтируют иномарки… На финансы никто из них не жалуется.

    Многие выпускники живут припеваючи, зарабатывая на жизнь репетиторством. Даже сегодня, когда уровень жизни школьных педагогов несколько вырос, а дифференцированная система оплаты труда позволяет поддерживать инициативных учителей, идти в школу они не хотят.

    В то же время, добавляет недавняя выпускница Ольга Балашова, одного знания языка для успешной карьеры мало. Поэтому "продвинутые" студенты параллельно осваивают бухгалтерские программы, изучают основы гостиничного сервиса либо штудируют документоведение. А затем уезжают за рубеж.
    - Одна моя знакомая устроилась в турфирму, которая отправила ее работать в Таиланд, - делится Ольга. - Платят ей раз в 5 больше, чем педагогу, а затраты на проживание в Паттайе вдвое ниже российских.

    Впрочем, выход из положения есть. Как полагает Владимир Пугач, поднимать престиж профессии педагога путем материального стимулирования - задача для региональных властей слишком глобальная. Однако вполне реально организовать целевые наборы из районов с условием последующей отработки в тамошних школах.
     

    Поделиться