15.10.2008 03:00
    Поделиться

    Снижение цен на нефть не повлияет на размеры трехлетнего бюджета

    "Громкие судебные дела, касающиеся отдельных компаний, приводят к тому, что другие начинают платить больше налогов", - заявил вчера глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов в Счетной палате на российско-швейцарской научно-практической конференции, посвященной аудиту в налогообложении.

    Он подчеркнул, что "не хочет запугивать налогоплательщиков" и что вообще "запугивание - это не метод налоговой службы". Однако добавил, что именно после публичных судебных разбирательств, которые становятся прецедентами, собираемость налогов в стране увеличивается. При этом главный налоговик страны припомнил и ситуацию с "ЮКОСом", после которой все нефтяные компании резко увеличили налогооблагаемую базу. И масштабные проверки в строительной отрасли, после которых строители стали резко наращивать налоговые выплаты. Сегодня, по словам Мокрецова, Федеральная налоговая служба наводит порядок в торговле. Не называя "имен", он заметил, что "надеется на представителей этого бизнеса, которые перейдут в зону адекватного поведения".

    Вместе с тем общая ситуация с налоговой дисциплиной в стране, по мнению Мокрецова, вполне приличная. Поэтому тотальные проверки налоговики заменяют выборочными, а выездные вообще сокращают. При этом снижения налоговых доходов в 2008 году из-за финансового кризиса в его ведомстве не прогнозируют. "Серьезных провалов не ожидается, а доходы бюджета очень устойчивы", - подчеркнул Мокрецов. Правда, поставил "под вопрос" следующий год, да и то при условии замедления экономического роста.

    По-видимому, на фоне этих относительно оптимистичных тезисов глава Счетной палаты Сергей Степашин счел необходимым возобновить обсуждение проблемы о сокращении налога на добавленную стоимость (НДС), отложенной до 2009 года. Степашин заявил, что в стране есть все предпосылки для существенного сокращения базовой ставки НДС с перспективой его замены налогом с продаж. Присутствовавший при этом замминистра финансов, статс-секретарь Сергей Шаталов в ответ подчеркнул, что "минфин по-прежнему остается на позициях неснижения ставки НДС". И добавил, что введение стимулирующих мер в налоговой сфере должно быть очень взвешенным.

    Говоря о планируемой отмене единого социального налога и замене его на страховые взносы, Шаталов отметил, что пока четких ответов на этот вопрос нет. Не ясно, кто будет контролировать эти взносы. Ответы, как сказал Шаталов, появятся только весной 2009-го, когда соответствующий законопроект будет одобрен парламентом.

    Между тем, по словам замминистра, уже послезавтра, 17 октября, будет принят трехлетний бюджет 2009-2011 годов. Причем без изменения макроэкономических параметров, несмотря на снижение мировых цен на нефть и влияние финансового кризиса. Однако в дальнейшем, не исключил Сергей Шаталов, отвечая на вопросы журналистов, прогнозы цены на нефть и роста ВВП могут быть пересмотрены.

    Заметим, пока о критической для России точке снижения мировых цен на нефть речь не идет. Бюджет на 2009 год рассчитывался исходя из 95 долларов за баррель. Кстати, замглавы минфина отметил, что министерство закладывало с будущего года сокращение нефтегазовых доходов. Это связано не с ценой на "черное золото", а с замедлением роста нефтедобычи. А также с предстоящими налоговыми каникулами на разработку новых месторождений в Восточной Сибири и на континентальном шельфе. Пойдя навстречу нефтяникам, правительство также снизило на 130 миллиардов рублей объем налоговых поступлений по НДПИ. Еще 150 миллиардов рублей бюджет недосчитается в этом году из-за снижения нефтяной экспортной пошлины. Эти деньги останутся на счетах российских нефтяных компаний, подчеркнул Шаталов. "В настоящее время налоговая нагрузка на нефтяной сектор достаточно высокая, а для разработки новых месторождений необходимо инвестировать 30-40 млрд долларов в ближайшие 5-7 лет", - пояснил замминистра.

    Кстати

    Вчера источник в правительстве опроверг слухи о том, что российское правительство якобы выделит из бюджета дополнительно 9 млрд долларов на покрытие внешних долгов четырех крупнейших нефтегазовых компаний - "ЛУКОЙЛа", "Роснефти", ТНК-BP и "Газпрома".

    Поделиться