15.10.2008 01:32
    Поделиться

    Вартан Трепель: Большая часть нарушений в медучреждениях связана с безответственным отношением к пациенту

    Несмотря на то, что в рамках нацпроекта большинство лечебных учреждений области получили прекрасное оборудование и технику, качество оказания медицинской помощи по-прежнему оставляет желать лучшего. И связано это зачастую не с низкой квалификацией медработников, а с элементарной халатностью по отношению к своим обязанностям. Об этом шла речь на деловом завтраке в редакции "РГ" с руководителем управления Росздравнадзора по Ростовской области Вартаном Трепелем.

    Российская газета: С какими типичными случаями оказания некачественной медицинской помощи вы сталкиваетесь?

    Вартан Трепель: Нередко это не недостаток квалификации, а банальная грубость медработников, если не сказать более резко. Чтобы вызвать недовольство пациента, необязательно быть неграмотным врачом или медсестрой, достаточно просто невнимательно отнестись к его жалобам при постановке диагноза. А это во многом зависит не только от профессиональных, но и от человеческих качеств.

    РГ: Каковы результаты проверок Росздравнадзора областных учреждений?

    Трепель: В прошлом году нами проведено 950 проверок лечебных, социальных и фармацевтических учреждений области. По их результатам 170 протоколов об административных нарушениях были направлены в суд и виновники привлечены к административной ответственности. В этом году за девять месяцев составлено уже порядка 200 протоколов. То есть нарушений выявлено больше.

    РГ: Насколько действенно вмешательство Росздравнадзора?

    Трепель: Наказание предусматривает штраф в размере от пяти до 50 тысяч рублей для юридических лиц. При грубых нарушениях мы вправе приостановить деятельность учреждения, и даже, в качестве крайней меры, аннулировать лицензию. Помимо этого, мы составляем предписания об устранении выявленных нарушений и направляем информационные письма в органы власти, осуществляющие непосредственное руководство медицинскими учреждениями - министерство здравоохранения области, администрации районов, муниципалитеты.

    Кстати, с этого года часть полномочий, таких как контроль за соблюдением стандартов качества медицинской помощи, лицензионных требований и условий организации муниципальной и частной систем здравоохранения, переданы региональному министерству здравоохранения. А наша служба контролирует уже его работу в этой сфере.

    РГ: На ваш взгляд, в какую сторону - улучшения или ухудшения - в последние годы изменилась ситуация в сфере здравоохранения?

    Трепель: Думаю, любой человек, посещающий лечебные учреждения, видит, что ситуация очевидно улучшилась. Сужу об этом по собственному опыту. До того, как возглавил в 2006 году региональное управление Росздравнадзора, я работал врачом, затем начмедом и руководителем районной больницы. Поэтому прекрасно помню времена, когда пациентов в стационарах не кормили, не было лекарств и бинтов, а больных встречали обшарпанные стены. Теперь в большинстве лечебных учреждений сделан капремонт, введены электронные системы учета историй болезни, появилось много современного оборудования.

    Если врачи не проходят профессиональную переподготовку, руководитель медучреждения привлекается к ответственности

    Но хотя положительные перемены в здравоохранении происходят, хотелось бы, чтобы этот процесс шел быстрее, ведь по сравнению с другими странами у нас еще многого нет. Не всегда соответствует предъявляемым требованиям развивающаяся в регионах частная система здравоохранения. И опять-таки, деньги вложены, техническое перевооружение произошло, но главное - кадры - остается вне зоны внимания. Кстати, наиболее часто руководители медицинских учреждений привлекаются к административной ответственности за невыполнение своей обязанности по направлению врачей на усовершенствование или профессиональную переподготовку для получения сертификата специалиста. Нередко выявляются нарушения, связанные с отсутствием контроля качества оказываемой медицинской помощи.

    РГ: По поводу платных услуг - законна ли ситуация, когда человек приходит по врачебному направлению на обследование и узнает, что его могут сделать бесплатно только через какое-то время, а вот платно - пожалуйста, хоть сейчас?

    Трепель: Конечно, незаконна. Оказание врачом в одно и то же время и в одном и том же кабинете платных и бесплатных услуг, предоставление приоритета "платному" пациенту нарушает статью 41 Конституции РФ, в которой говорится о праве каждого на бесплатное получение медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

    В таких случаях советую жителям области обращаться к нам с жалобами. Если вы пришли по направлению врача, вам обязаны сделать обследование бесплатно, а не предлагать подойти через месяц или же сделать сегодня, но за деньги. Не надо идти на компромиссы.

    По опыту работы нашей службы могу сказать, что и в частных, и в муниципальных медучреждениях, оказывающих платные услуги, - масса нарушений, и в пределах своих полномочий мы с этим боролись и боремся.

    РГ: Часто ли сотрудники вашей службы выявляют поддельные лекарства, и может ли распознать подделку обычный покупатель?

    Трепель: Без лабораторного исследования выявить это, к сожалению, невозможно. Более того, иногда при экспертизе выявляются подделки очень высокого качества.

    Любая партия медикаментов, завезенных на территорию области, должна пройти контроль качества в специальной лаборатории. В случае выявления каких-либо несоответствий лекарства нормативным требованиям оно изымается из продажи. Информация об изъятии из обращения препарата направляется в федеральное управление Росздравнадзора и далее по всем регионам.

    РГ: Разве возможно проверить на фальсификаты все донские аптеки?

    Трепель: На самом деле это реально, но более важны проверки предприятий оптовой торговли медикаментами, так как поставщиками лекарств являются именно они, через них медикаменты поступают в торговую сеть области. Поэтому, проверяя аптечные склады, наши сотрудники смотрят сами лекарства, условия их хранения, товарно-сопроводительные документы и документы, удостоверяющие качество лекарственных средств. За последние два года нашей службой на Дону не были обнаружены фальсифицированные медицинские препараты.

    Однако при проведении проверок как аптечных учреждений, так и предприятий оптовой торговли в большинстве случаев выявлены нарушения условий хранения медикаментов, что в свою очередь сказывается на качестве лекарств. Так, с начала года по этому поводу нами было составлено 25 протоколов об административном нарушении на юридических и физических лиц. Медикаменты, хранившиеся с нарушением, были сданы на анализ в лабораторию, и лишь после этого их допустили к реализации.

    Поделиться