15.10.2008 03:05
    Поделиться

    В Сахалинской области очереди в миграционной службе стали средством наживы

    Скопление людей - около двух десятков человек - сегодня можно наблюдать перед дверью одного из кабинетов отдела УФМС России по Сахалинской области в Южно-Сахалинске, там, где регистрируют и продлевают свое пребывание в области мигранты.

    Чтобы попасть на прием, они занимают очередь в 6-7 часов утра.

    Получите паспорт

    Почти все пространство узкого коридора занято сидящими на стульях и стоящими людьми. На мой вопрос, есть ли возможность попасть на прием сегодня, никто не торопился отвечать.

    - Подойдите к Анжеле, у нее списки очередников, она здесь всем руководит, - наконец посоветовала одна из ожидавших.

    Тот факт, что в коридорах миграционной службы по сей день действуют самодеятельные организаторы процесса, продающие места в очереди, мне подтвердила Марина Ставицкая, исполняющая обязанности начальника отдела управления федеральной миграционной службы России по Сахалинской области в Южно-Сахалинске.

    По ее словам, разработана целая система оказания незаконных услуг. Цены колеблются от 100 рублей за возможность отметиться в числе очередников до нескольких тысяч - за привилегию пройти в кабинет в числе первых. Эти подробности сотрудники миграционной службы узнали, сыграв роль желающих попасть на прием.

    Документ на выезд

    Несмотря на приемный день, перед дверями кабинета, где занимаются оформлением загранпаспортов, не было ни одного человека.

    - Обычно уже к 12 часам успевают пройти все, у кого были талоны на прием в этот день, и после этого можно сдать документы без предварительной записи, - пояснила Марина Ставицкая.

    Торговцы местами с завидным постоянством возобновляют свою работу около чиновничьих кабинетов

    Еще год назад дельцы свободно орудовали в очередях перед этим кабинетом.

    - Они создавали списки, вели журналы. Но однажды мы совместно с сотрудниками областного управления миграционной службы провели акцию. В одну из суббот бросили на прием документов от желающих получить загранпаспорта максимальное количество сотрудников.  Прием велся в шести кабинетах. На тот момент в журнале, где отмечались граждане, значилось 600 человек. Но когда к 11 часам перед дверями кабинетов не осталось никого, выяснилось, что реальная численность очереди - 200 человек. Остальные 400 оказались "мертвыми душами", которых дельцы приписывали для создания ажиотажа, - рассказала Марина Ставицкая. - Мы уничтожили списки, а об уличенных дельцах сообщили в правоохранительные органы.

    Ликвидировать столпотворение перед кабинетом удалось после введения в феврале текущего года талонной системы. Три дня в неделю в учреждении выдаются талоны, в которых указаны дата и время приема. Получить талон можно на ближайшую неделю - именно такой период сотрудники службы сочли оптимальным. По их мнению, планы на неделю оцениваются людьми более реально, чем на длительный срок. Талоны можно получить не только на себя, но и на близких родственников. Правда, необходимо предъявить при этом их паспорта. Именно эта мера позволила вывести из игры "предпринимателей", которые пытались продолжить свою деятельность.

    Регистрация для мигранта

    Можно ли с помощью талонной системы полностью искоренить очереди в коридорах миграционной службы? Оказалось, нет. Такой метод не подходит для работы с мигрантами, которые регистрируются по месту пребывания и продляют сроки пребывания. Поэтому в дни, когда ведется прием по этим вопросам, перед дверями кабинетов скапливается немало народу.

    - Как правило, регистрировать иностранцев, прибывших в область для устройства на работу, приходят представители предприятий. Они могут принести документы сразу на нескольких человек, иногда их число доходит до 40-60, - пояснила Марина Ставицкая.

    К тому же иностранцев надо зарегистрировать в течение трех дней с момента прибытия в регион - на предварительную запись просто не остается времени. Поэтому прием ведется в порядке живой очереди.

    По словам Марины Ставицкой, вполне реально принять всех желающих в течение нескольких часов. Каждый из трех сотрудников, ведущих прием, обрабатывает в день около 160 документов. По расчетам аналитического отдела миграционной службы, коэффициент нагрузки составляет 2,7, то есть один человек работает почти за троих. Однако и тут вмешиваются граждане, зарабатывающие на нежелании людей тратить время на ожидание.

    - Мы неоднократно уничтожали списки, в которых значатся люди, даже не появлявшиеся у дверей кабинета, но это дает лишь кратковременный эффект, - сообщила Марина Ставицкая.

    Торговцы местами в очереди с завидным постоянством возобновляют свою деятельность. К слову, областной миграционной службе пришлось отказаться от внедрения электронной системы управления очередью, потому что предприимчивые граждане извлекали из автомата всю ленту талонов на прием и продавали их.

    Комментарий

    Константин Мазаев,заместитель начальника УФМС России по Сахалинской области:

    – Механизм продления сроков пребывания иностранцев на территории России недостаточно обкатан. В каждом регионе его пытаются усовершенствовать методом проб и ошибок. Работаем над этой проблемой и мы. Очереди возникли из-за того, что прием в южно-сахалинском отделе вел лишь один сотрудник. Сейчас их число увеличилось до трех, а прием ведется не только в будние дни, но и в субботу. Кроме того, в настоящее время готовится новый алгоритм работы с мигрантами.

    С конца сентября сотрудники отдела трудовой миграции, решая вопрос о выдаче разрешения на работу, начали проверять иностранцев по данным информационного центра УВД, главного информационно-аналитического центра РФ, сверяться с контрольным списком людей, которым въезд на территорию РФ запрещен.

    Прежде такие проверки осуществлялись непосредственно в территориальных подразделениях при продлении сроков пребывания иностранных граждан. Благодаря этому изменению процедура упростилась. Работа в этом направлении продолжается, и в ближайшие месяцы мы рассчитываем на ощутимый эффект.

    Поделиться