16.10.2008 00:00
    Поделиться

    Юрий Богомолов: "Прожекторперисхилтон" - луч света в телевизионном царстве

    В середине октября стало понятно, что лучшим проектом нынешнего сезона пока можно считать информационно-аналитическое шоу "Прожекторперисхилтон".

    Оно стартовало еще в прошлом сезоне; даже успело отхватить бронзового Орфея. Но прежде у него была службишка. А служба только началась.

    Заседание продолжается

    Кто-то находит эту программу сугубо юмористической. Кто-то берет выше и называет ее сатирической. Кто-то - просто дурацкой. А кому-то она кажется и вовсе бессмысленным дуракавалянием.

    Между тем, если телезритель глянет окрест себя, то, смею предположить, он не найдет ничего другого более глубокомысленного и аналитичного.

    После того как из эфира ушла программа Владимира Познера "Времена", и потолковать на серьезные внутри- и внешнеполитические темы не с кем. А тут, надо признаться, получасовая болтовня смешливой четверки мужчин (Ургант, Цекало, Мартиросян и Светлаков) хоть как-то компенсирует дефицит здравого смысла в эфире.

    Форма подкупает простотой. Она элементарнее, чем во "Временах". Здесь не "круглый стол", а прямоугольный. Это стол президиума. Задник - неброский, хотя и диковат: видны багровые шторы, сизые занавески и по краям - два плафона с нахлобученными на них абажурами. Стол завален вырезками из газет, глянцевых журналов и пирожными. Командует парадом в основном Ургант. Других ярко выраженных амплуа у "говорящих голов" нет. А все вместе - это такой разговорный джем-сэйшн (так называется собрание импровизирующих джазовых музыкантов. - Прим. ред.).

    И надо признать, весьма заразительный. Недаром каждый выпуск заканчивается вокально-инструментальной композицией на тему, которую "говорящие головы" сами и придумывают.

    Метода

    Дуракаваляние как жанр - штука не простая, при всей кажущейся ее несложности. В этом каждый может убедиться, наблюдая такую программу, как "Хорошие шутки" на СТС. Начиналась она бодро и обнадеживающе, а сейчас с ней проблемы. Также, как и с дуракавалянием на передаче "Слава богу, ты пришел".

    Проблемы, как нетрудно заметить, и с импровизаторами, и с мотивами.

    У "прожектористов" нет проблем с мотивами и с авторами реприз. А в том, что Урганту и его команде пособляет еще команда перьев, у меня сомнений нет. Именно она разрабатывает лейтмотив шутки.

    Берется забавная ситуация. Например, скандал вокруг телеканала "2х2". И далее она раскручивается. Авторы находят цитату из заявления руководителя медиа-холдинга "Радонеж" Евгения Никифорова, адресованного к членам Совета Федерации. В нем господин Никифоров на полном серьезе излагает сюжет одного из мультфильмов.

    "Лось-дылда катает на карусели двух своих мультприятелей - Зубастика и Смешинку. Карусель разгоняется все сильнее, Зубастик не выдерживает, отпускает лапки, врезается в дерево. Кровавые куски сползают со ствола. Зубы Зубастика висят отдельно. Потом приходит очередь Смешинки. Она срывается с карусели, разбивается о полено пополам, обломок втыкается ей в горло".

    Ургант встает из-за стола и, проникшись гуманистическим состраданием к участи Зубастика и Смешинки, испытывает прилив гражданской ответственности за судьбу Лося-дылды. "Ну, хорошо,- говорит он, повышая голос, уже от имени членов верхней палаты, - Смешинку мы схоронили, Зубастика мы отпели, а что с Лосем? Он-то жив? Ведь это важно!"

    Подъем гражданских чувств испытывают и другие участники продолговатого стола. Речь заходит о репертуаре телевидения в целом и общем. В частности, о насилии на ТВ. Без кастета нельзя спокойно пройти по коридорам Останкино. Сергей Светлаков открывает нам глаза на то, что убийц в сериалах играют не актеры, а настоящие убийцы.

    Принцип "аналитического симпозиума" в "Перисхилтоне" состоит в одном: неявный абсурд общественной или политической ситуации сделать явным и наглядным.

    И что еще стоило бы отметить, так это не только произносимые тексты, острые хохмы, безудержный хохот, но и повисающие паузы.

    Паузы "работают" в иных случаях точнее самых ударных острот. Тема безвизового режима с Израилем удалась именно благодаря внезапно заткнувшемуся веселью в студии. Тема осеннего призыва и способов откашивания от него была глубоко раскрыта посредством "голубой" печали на лицах двух суровых мужчин. И так далее.

    Круг тем

    В минувшую субботу джем-сэйшна не было, и об этом Иван Ургант успел нас предупредить перед тем, как проститься с нами в позапрошлую субботу. Ребята сообщили, что уступают свое законное место в эфире футбольному матчу "Германия - Россия".

    Когда начался матч, и нашим вкатили два гола, настроение упало, и я подумал: овчинка выделки не стоила, уж лучше было бы посмотреть очередной выпуск "Прожектора". Второй тайм заставил подзабыть о весельчаках с Первого канала.

    ...Мы-то позабыли, а они завтра, когда выйдут в эфир, вспомнят и этот матч, и другой, что прошел в среду со сборной Финляндии, и кое-что еще наверняка судьбоносное.

    Вот предполагаемый круг тем.

    Обещает быть интересным подход аналитиков "Прожектора" к проблеме досрочных выборов на Украине, к отсутствию проблем на выборах в Белоруссии и в некоторых российских регионах. Надеюсь, что не смогут они обойти вниманием резко упавший рейтинг Саакашвили, потерявшуюся серебряную сережку Елены Чайковской, избрание Романа Павлюченко, нападающего из лондонского "Тоттенхэма", в ставропольскую Думу и так далее.

    То-то посмеемся. Может быть, и до слез... Возможно, и сквозь слезы.

    Кстати

    С начала сезона "Прожектор" подсократился минут на двадцать. Чтобы это значило? Кроме того, он заметно проседает во время вставных скетчей. Не самое благоприятное впечатление остается от тех выпусков программы, в которых проглядывают контуры корпоративного заказа вещателя. Как, например, в случае с посрамлением Виктора Ерофеева и Никиты Джигурды, покинувших со скандалом амбициозный проект Первого канала "Последний герой".

    Местническая месть - это, пожалуй, не уровень "Прожектора".

    Поделиться