Крайне неприятный инцидент, чуть не закончившийся трагедией, произошел вчера на борту самолета Airbus-320 турецкой авиакомпании Turkish Airlines.
Во время перелета из курортного города Анталия в Санкт-Петербург один из пассажиров авиалайнера объявил о том, что воздушное судно захвачено, и потребовал лететь в Страсбург.
Турецкий лайнер был зафрахтован для чартерного рейса российской турфирмой "Пегас Туристик", и на его борту находились 164 пассажира. Первая информация о воздушном ЧП поступила от гендиректора "Турецких авиалиний" Темеля Котиля. Он сообщил российским правоохранительным органам, что один из пассажиров, будучи сильно пьяным, передал стюардессе записку, в которой утверждалось: на его теле закреплена взрывчатка и самолет захвачен. "Захватчиком" якобы оказался гражданин Узбекистана по имени Ясар Пашаоглу. При этом он что-то выкрикивал по-турецки и пытался пройти к кабине пилотов.
Командир лайнера незамедлительно передал сигнал о захвате авиадиспетчерам. Однако спустя несколько минут с борта самолета поступило новое сообщение: преступник разоружен пассажирами и обезврежен. Все это произошло в воздушном пространстве Белоруссии, при подлете к Минску.
Спецслужбы России, получив предварительную информацию от своих турецких коллег, тут же включились в расследование. В первую очередь надо было выяснить личность преступника, не числится ли он в списках международных террористов. С этим была проблема: турки через некоторое время передали, что самолет пытался захватить некий Яса Рашидов.
Пока пытались разобраться с личностью предполагаемого террориста, запросили даже посольство Узбекистана в Москве, в аэропорте Пулково срочно объявили режим чрезвычайного положения и ввели спецподразделения по борьбе с терроризмом. В Петербурге был создан оперативный штаб, в который, кроме сотрудников прокуратуры, вошли оперативники регионального управления ФСБ и Северо-Западного управления транспортной милиции.
Когда самолет приземлился, на борт для переговоров поднялся представитель ФСБ. Дебошир тут же сдался.
При первичном осмотре самолета взрывчатки, а также каких-либо опасных предметов на борту обнаружено не было.
Как рассказал корреспонденту "РГ" прокурор Северо-Западной транспортной прокуратуры Александр Бебенин, задержанный - гражданин России, житель Волгограда 1956 года рождения, узбек по национальности. Фамилию он уточнять не стал.
- В отношении задержанного возбуждено и расследуется уголовное дело по статье 211 УК (попытка угона воздушного судна). Расследование займет несколько месяцев. Угонщику светит наказание в виде лишения свободы сроком от четырех до восьми лет, - заявил Бебенин.
В Турции же подобное преступление карается десятью годами тюрьмы.
Большинство пассажиров узнали о попытке угона воздушного судна лишь на земле. О том, что что-то не так, догадывались лишь те, кто оказался в ближайшем к кабине пилотов салоне.
- Я сидел в пятом ряду, а мужчина, внешне похожий на узбека, в первом, - рассказывает один из пассажиров Олег Киселев. - Этот человек резко выделялся на фоне остальных пассажиров. Несмотря на жару, он был одет во все черное. В отличие от остальных россиян он был очень серьезным и мрачным. После того как самолет взлетел, узбек подозвал стюардессу и о чем-то с ней заговорил. Затем с ним разговаривали члены экипажа. На мой взгляд, его поступок нельзя объяснить алкогольным опьянением. Мне кажется, он был трезв.
Пассажиры злополучного рейса смогли выйти из здания аэропорта лишь через три часа после приземления.
В зале прибытия их встречали десятки петербуржцев.
- Когда я дозвонился до жены, она плакала, - рассказал журналисту "РГ" Игорь Анохин. - Даже сказала, что на земле их обыскивали, перерыли все вещи и заставляли раздеваться до трусов.
По словам пресс-секретаря Пулково Эллины Синдиной, чрезвычайное происшествие не нарушило работы аэропорта. Все самолеты - и российские, и иностранные, приземлялись по расписанию. В то время, когда милиционеры и сотрудники ФСБ опрашивали пассажиров рейса из Турции, пассажиры других рейсов спокойно проходили через терминалы.