16.10.2008 02:00
    Поделиться

    "РГ"-советы: Как защитить свои потребительские права при ремонте бытовой техники

    Защищать свои права можно и нужно даже тогда, когда кончилась гарантия

    Любая бытовая техника, увы, имеет обыкновение ломаться, а продавцы и работники сервисных центров не упускают возможности переложить затраты на плечи потребителя. Как следует вести себя, если техника сломалась?

    Наш читатель Вячеслав Сидоров сдал в ремонт ноутбук, который куплен три года назад, - в нем надо было заменить один из двух механически поврежденных разъемов USB. После замены разъема ноутбук стал автоматически выключаться через несколько секунд. В мастерской это объяснили тем, что он слишком старый, и предложили его забрать с компенсацией в 500 рублей. Читатель предполагает, что замена разъема производилась с нарушением технологии, поэтому и вышла из строя материнская плата.

    Закон "О защите прав потребителей" позволяет потребителю защитить свои права не только в течение срока гарантии, но и после его окончания - в течение установленного на товар срока службы или в течение десяти лет со дня передачи товара потребителю, если срок службы не установлен. Если в товаре обнаружится существенный недостаток, то потребитель вправе предъявить изготовителю требование о безвозмездном устранении такого недостатка. Однако обязанность доказывать, что вины потребителя в произошедшем нет, закон возлагает на самого потребителя.

    Имея на руках доказательства, потребителю необходимо письменно сформулировать свои требования и вместе с заключением эксперта передать товар изготовителю или уполномоченной организации (уполномоченному индивидуальному предпринимателю), или импортеру. Если в течение 20 дней требование не будет удовлетворено, можно требовать расторжения договора купли-продажи и возврата денежных средств, уплаченных за товар.

    Однако у обратившегося к нам читателя ситуация немного иная. Во время эксплуатации товара претензий к его работе не возникало, появились они только после проведенного ремонта.

    Исполнитель, который получил некую вещь от потребителя для ремонта, несет ответственность за сохранность этой вещи и правильное ее использование. В случае повреждения вещи, принятой от потребителя, исполнитель обязан компенсировать ему причиненный ущерб. Читателю необходимо потребовать проведения экспертизы (оплачивать ее должен исполнитель). Если будет доказано, что виной всему неквалифицированный ремонт, ответственность будет нести мастерская.

    Надежда Чеклина приобрела в одном из магазинов г. Хабаровска холодильник известной марки. Не прошло и двух лет, как в холодильнике развалились пластмассовые комплектующие, в частности контейнеры для хранения продуктов. Гарантийный срок холодильника - 36 месяцев. Когда читательница обратилась в сервисный центр, ей категорически отказали в замене развалившихся изделий, мотивируя тем, что на данные комплектующие гарантия не распространяется, и предложили приобрести эти изделия за свой счет.

    Закон дает право изготовителю устанавливать гарантийный срок как на товар в целом, так и на его комплектующие и отдельные части, причем условия гарантии устанавливаются самим изготовителем. Поэтому нельзя утверждать, что гарантийный срок на части товара всегда считается равным гарантийному сроку на товар в целом. В гарантийных обязательствах изготовителя могут быть и иные условия. Таким образом, если в гарантийных обязательствах изготовителя, которые были переданы вам вместе с товаром, вы найдете информацию о том, что гарантия на составные части товара меньше, чем на весь товар, или изготовитель заявляет о том, что гарантия не установлена (не распространяется), это не является нарушением закона.

    Если, внимательно изучив гарантийные обязательства, вы не найдете ничего подобного, это означает, что гарантийные сроки на комплектующие изделия и составные части исчисляются в том же порядке, что и гарантийный срок на основной товар.

    ЖКХ

    Вечная "хрущевка"

    Живу в муниципальной квартире, в кирпичной "хрущевке" 1963 года постройки. Имею ли я право на установку вентилей, регулирующих подачу тепла, и замену радиаторов отопления в счет квартплаты? В Жилкомсервисе утверждают, что такого права я не имею - только за свой счет, бесплатно это делают только тогда, "когда потечет".

    Андрей Мамаев, Санкт-Петербург.

    Система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов (радиаторов), регулирующей и запорной аппаратуры, относится к внутридомовым инженерным сетям и включается в состав общего имущества.

    На основании Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, бесплатно работы по замене радиаторов выполняются только в двух случаях: либо при капитальном ремонте дома, либо при аварийной ситуации (если нет иного способа устранения возникшей неисправности).

    Если система работает нормально, но, допустим, внешний вид радиатора не нравится, то вы вправе заменить радиатор, но за свой счет.

    При этом нужно обязательно соблюдать существующие правила. Например, помнить, что правила запрещают гражданам:

    самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом либо в технический паспорт жилого помещения;

    самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения.

    Это означает, что для замены радиаторов на аналогичные по параметрам и техническому устройству не требуется получать специальное разрешение (это не считается переоборудованием квартиры). При покупке следует обратить внимание на сертификаты соответствия - радиаторы, изготовленные за пределами РФ, должны быть сертифицированы для использования в РФ, т.е. их технические данные должны соответствовать параметрам эксплуатации российских теплосетей. Необходимо покупать радиаторы, которые по мощности и давлению соответствуют показателям, установленным проектом вашего дома.

    А вот сам факт замены нужно обязательно согласовать с управляющей организацией.

    Вопрос-ответ

    Когда делается перерасчет

    Делая ремонт, мы перенесли счетчик и нарушили пломбу. Через 2 месяца пришли работники энергосбыта, увидели, что нарушена пломба, и составили акт. Выписали штраф в сумме 13 387,40 за потребление электроэнергии за 7909 кВт.ч. Хотя мы электроэнергии потребили только по счетчику. Какой штраф налагается за нарушение пломбы?

    Галина Анюпова.

    Действительно, в случае нарушения пломбы на приборе учета (не только электросчетчика, но и на любом другом) производится перерасчет оплаты за предоставленную коммунальную услугу. Это положение содержится в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307.

    Перерасчет размера оплаты производится, исходя из норматива потребления соответствующей коммунальной услуги, количества граждан, зарегистрированных в жилом помещении, и стоимости услуги (тарифа).

    Взимание платы производится начиная с месяца, в котором была проведена последняя проверка правильности снятия показаний индивидуальных приборов учета, их исправности, а также целостности на них пломб, и до момента составления акта.

    Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются органами местного самоуправления поселений. Для Москвы, например, норматив электропотребления для семей, проживающих в квартире, оборудованной газовой плитой, составляет 45 кВт.ч./чел., для проживающих в квартире, оборудованной электрической плитой, - 70 кВт.ч./чел. Для одиноких граждан норматив выше.

    Особо отмечу, что речь идет не о взыскании штрафа (такой термин в упомянутом документе отсутствует), а именно о перерасчете. Поэтому, на мой взгляд, перерасчет должен производиться с учетом суммы, уже оплаченной вами за указанный период.

    Обратная связь

    Потребительский ликбез ведет начальник юридического управления Московского филиала Союза потребителей России Ирина Соколова.

    Свои вопросы вы можете задавать каждую пятницу с 12.00 до 14.00 по телефону: (499) 257-53-80,

    присылать по почте на адрес редакции или по электронной почте: smola@rg.ru

    Поделиться