Специальный флот "Мосводостока" ежедневно собирает мусор с поверхности столичных рек.
За сутки "улов" порой достигает 13 тонн! Если бы "речные дворники" на несколько дней прекратили работу, поверхность Москвы-реки покрылась бы толстым слоем плавающего мусора и судоходство стало бы невозможным. В этом убедился корреспондент "РГ", который вместе с командой чистильщиков отправился на уборку Москвы-реки.
С дуршлагом на вахту
...У причала гостиницы "Украина" уже стоял пришвартованный желтый теплоход "МС-3" с надраенной до блеска зеленой палубой. На ней прямо посредине красуется огромный контейнер с мусоросборным ковшом-дуршлагом, рядом небольшой красный кран с крабообразным зажимом для захвата крупнокалиберного мусора. По бортам корабля - многочисленные сачки вроде тех, которыми ловят бабочек. На самом деле с их помощью извлекают из воды пластиковые бутылки, пакеты, бумагу.
Нам достался один из маршрутов по Москве-реке - от "Украины" вниз до шлюза. Только в одну сторону - 65 километров пути. Другой теплоход ушел чистить реку вверх по течению.
Помимо главной водной артерии города технический флот убирает четырехкилометровый водоотводной канал и 7 километров Яузы - от впадения ее в Москву-реку до Электрозаводского моста.
Кому куда направляться, решает мастер группы экипажей флота "Мосводостока" Владимир Харсеев. "На рассвете оцениваю объем работы и распределяю флот в зависимости от количества мусора, - рассказывает он. - Например, крупногабаритный пароход вроде вашего близко к берегу не подойдет - на мель может сесть. А есть и небольшие суда - "Яуза-1", они могут собирать грязь прямо около гранитной набережной. Правда, у них нет специальных ковшей: члены команды собирают мусор вручную сачками".
Пылесос для водной глади
Скорость у нашего судна небольшая - от силы десять километров в час. Капитан "МС-3" Владимир Долгов, как положено, стоит с биноклем. Едва заметил плавающую белую ленту в районе Киевского вокзала, командует набрать обороты. "Скорее всего, рекламщики бросили, когда на набережной меняли растяжку, - поясняет Долгов. - Сейчас подцепим". Только с третьей попытки "нарушительницу" удалось отправить в контейнер.
"А клады не попадаются?" - спрашиваю. "Нет, - почти хором выдохнула команда. - А вот мебель плавает". Последнее приобретение "дворников" - кресло, которое красуется здесь же, на палубе. Бывает, и диван, и стол со стульями всплывут, а однажды "дворники" подцепили даже мину времен Второй мировой войны. Но вовремя заметили и вызвали милицию. Вспомнили речники и анекдотичный случай, когда их коллеги на чистке московских озер выловили двухметрового крокодила. Потом выяснилось, что его малюткой завез в Москву один из студентов университета Дружбы народов им. Патриса Лумумбы.
Возле Краснолужского моста, прямо напротив посольства Великобритании, плавает гора листьев. Капитан манипулирует рычагами, и ковш медленно поднимается из воды, которая весело выливается через специальные дырки. Часть листьев все равно улетает в сторону.
"К сожалению, другого приспособления у нас пока нет, - сетует капитан. - Правительство Москвы поставило условие: использовать технику отечественного производства, а она не очень-то эффективна. Вот финский кран намного удобнее. Зато наш прочнее".
Но один иностранный агрегат все-таки есть на судне. Бережно зачехленный, он стоит под капитанской рубкой на палубе. Это специальный пылесос. "Мы его используем только в тех случаях, когда в Москву-реку попадают нефть или другие масляные загрязнения", - поясняет Долгов.
Нерастворимые бутылки
По словам команды, на Москве-реке есть особо грязные места: например, район Бережковского моста, где в нее впадает Сетунь, причалы "Воробьевы горы", "Савинская набережная"... "Урожайное" место для мусорщиков - у Большого Устьинского моста, на месте впадения Яузы.
Самое обидное для речных дворников, что бросают мусор в реку как раз те самые люди, ради которых они стараются, - туристы и горожане. "Мы чистим воду, чтобы люди могли полюбоваться на нее с берега или с прогулочных катеров. А они с борта кидают бутылки. Может, думают, что они рассосутся в воде? Но это же не серная кислота!" - возмущается капитан.
Константин Ишханян, генеральный директор "Мосводостока":
- В столице свыше 150 больших и малых рек. Даже несмотря на то что почти 70 процентов их русел в прошлом веке убрали под землю, общая протяженность открытых участков (включая Москву-реку) составляет 320 километров. Для очистки зеркала крупных рек мы применяем специализированные суда технического флота. Кроме этого занимаемся и комплексной очисткой прудов. Занятие это дорогостоящее: очистка одного гектара водоема в среднем стоит около 3 миллионов рублей.
В конце лета, как известно, правительство Москвы утвердило программу реабилитации водных объектов на ближайшие три года. Она оценивается в 19,3 миллиарда рублей.
Если вы заметили неполадки на гидросооружениях, прорыв канализации или подтопление, обращайтесь в Центральную диспетчерскую службу "Мосводостока" по телефонам: (495) 331-85-00, 331-85-55.
Служба работает круглосуточно.