Руководитель алтайского некоммерческого фонда "Академия дошкольного образования "Новое поколение" Елена Андреева уверена, что девять из десяти рождающихся сегодня детей можно называть детьми-индиго.
По наблюдениям Елены Юрьевны, в академию на занятия приходят именно такие ребята. Педагоги и психологи называют их "детьми новой формации".
Каждому третьему из них повезло - их родители интуитивно понимают необычность своего малыша и начинают искать к нему подходы. Остальные мамы и папы мучают себя и ребенка, пытаясь подавить его "плохую", как им кажется, натуру. А она просто другая.
Не похожи на маму и папу
По мнению специалистов, дети-индиго рождались всегда, просто их было мало. Моцарт, скорее всего, был таким. В семидесятые годы прошлого века на их долю приходилось около половины родившихся детей, в восьмидесятые - почти шестидесят процентов. Сегодня можно считать индиго девять из десяти рождающихся детей.
Раньше их называли гениями и одаренными. Сейчас - новым поколением, людьми другой формации, даже новой расой и подарком человечеству. Факт массового появления таких детей зафиксирован учеными, писателями, психологами и педагогами, медиками. Их присутствия нельзя не заметить. Елена Андреева отмечает важную деталь: практически ни один из родителей, которые приводят ребенка на занятия, не говорит: "А мой-то - ну вылитый я в детстве!".
Молнии и ядра
О первых занятиях с такими детьми педагоги академии говорят, как о театре боевых действий. За пять-шесть лет жизни в маленьком человечке накапливается столько нерастраченной, зачастую подавляемой ближайшим окружением энергии, что она ищет выходы любыми способами - через агрессию, чересчур высокую двигательную активность, даже через болезни. И тогда кажется, что во время занятий между ребятами проскакивают молнии и летают пушечные ядра. Но когда они понимают, что здесь на них никто не давит, их бешеная энергия переходит в мирное, конструктивное состояние.
Медицина ставит таким детишкам диагноз "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ). Лечат его, как любое другое заболевание, воздействуя препаратами на физиологию. "А надо ли?" - спрашивают детские психологи. В практике Елены Андреевой бывает так, что слишком гиперактивный ребенок вдруг становится спокойным и усидчивым. Если, конечно, взрослые смогли его заинтересовать каким-нибудь делом.
- Запреты и шантаж ("не балуйся, а то все папе расскажу, и он тебя накажет") на таких детей совершенно не действуют, - говорит Елена Юрьевна, - они будут делать только то, что считают рациональным. Если шлепанье по лужам будет расширять их знание о мире, они будут по ним шлепать, не слушая маминых окриков.
Узнать индиго
Кроме повышенной двигательной активности, Елена Андреева отмечает еще несколько особенностей детей-индиго. По ее наблюдениям, они обладают знаниями, которые родители им еще не давали. Например, знают, где живет душа в теле человека и что есть в мире бог. Впервые общаясь с компьютером или мобильным телефоном, они нажимают нужные кнопки. Могут знать, как выглядит то или иное растение, хотя раньше его никогда не видели.
- Однажды наши психологи работали с родителями одного мальчика. А я в это время занималась с самим Ромой, - приводит случай из практики Елена Андреева, - а он решил поиграть на фортепиано и попросил "листочки с черными круглыми значками". Что такое ноты, он не знал и музыке не учился. Я принесла ему ноты. Он показал пальцем и сказал: "Я буду играть вот это". Мальчик начал играть именно с той ноты, на которую он указал! Это можно было бы считать простым совпадением, если бы Рома не повторил так несколько раз. Когда я его спросила: "А как ты узнал, какую клавишу нужно нажимать?", Рома ответил: "Там же написано".
Индиго могут быстрее "считывать" информацию с окружающего мира. Иногда кажется, что они читают мысли, а они всего лишь очень тонко чувствуют внутреннее состояние человека, особенно близкого. Многие родители замечали, что стоит им только о чем-то подумать, а ребенок уже об этом знает.
Такие дети совсем не дружат с режимом, не будут соблюдать жесткие и особенно авторитарные правила. Неприятие режима вызывает в них опять же агрессию или проявляется в виде различных заболеваний. Если ребенку плохо в детском саду или школе, он может "сообщить" об этом молчаливым протестом, поведением "будто бес вселился", частыми простудами.
Для таких детей совершенно недопустимы многие вещи, которые, с их точки зрения, нерациональны и потому не нужны. Например, долгое ожидание или стояние в очереди. Можно отметить их пренебрежение к своему телу. Как правило, они не боятся упасть и ушибиться, плохо едят и мало спят. Еще они точно знают, для чего они пришли в этот мир. Попробуйте спросить ребенка об этом, и ответ, скорее всего, вас удивит.
Родители гордятся и плачут
Любовь, открытость и искренность - вот универсальное правило, которым могут пользоваться все родители. Детьми-индиго невозможно командовать, но с ними вполне можно договориться, если родитель приведет разумные аргументы. Однако даже самые железные доводы будут бессильны, если мама и папа сами не верят в них или не используют эти правила в своей жизни. К примеру, ребенок никогда не наденет шарф, если его не носит папа, и заставлять его бесполезно.
Дети нового поколения очень тонко чувствуют проблемы в отношениях между мамой и папой, даже если родители тщательно их скрывают. Такие ребятишки, как правило, на уровне подсознания "знают", что их появлению на свет родители не были рады. И в этом случае, считает Елена Андреева, им нужно попросить у своего малыша прощения за то, что они не смогли его встретить с любовью в этом мире.
На первых занятиях психологи "Нового поколения" предлагают родителям составить список признаков необычности своих детей. А затем предлагают его сравнить с перечнем характеристик детей-индиго. Совпадение, утверждает Елена Андреева, почти стопроцентное. У родителей на эту новость две реакции: одни гордятся, а другие, бывает, и плачут. Но тут слезами делу не поможешь. Маме и папе нужно работать над собой - в первую очередь учиться открыто говорить о своих чувствах.
Справка "РГ"
О детях-индиго впервые заговорили в 70-х годах ХХ века. Ребенок-индиго обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Люди, взаимодействующие с ними (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания и способы лечения. Игнорирование новых моделей поведения детей может привести к психической неустойчивости и расстройству мышления у ребенка.