Новости

16.10.2008 02:19
Рубрика: Общество

Домашний гений

Старые методы воспитания не подходят для нового поколения

Руководитель алтайского некоммерческого фонда "Академия дошкольного образования "Новое поколение" Елена Андреева уверена, что девять из десяти рождающихся сегодня детей можно называть детьми-индиго.

По наблюдениям Елены Юрьевны, в академию на занятия приходят именно такие ребята. Педагоги и психологи называют их "детьми новой формации".

Каждому третьему из них повезло - их родители интуитивно понимают необычность своего малыша и начинают искать к нему подходы. Остальные мамы и папы мучают себя и ребенка, пытаясь подавить его "плохую", как им кажется, натуру. А она просто другая.

Не похожи на маму и папу

По мнению специалистов, дети-индиго рождались всегда, просто их было мало. Моцарт, скорее всего, был таким. В семидесятые годы прошлого века на их долю приходилось около половины родившихся детей, в восьмидесятые - почти шестидесят процентов. Сегодня можно считать индиго девять из десяти рождающихся детей.

Раньше их называли гениями и одаренными. Сейчас - новым поколением, людьми другой формации, даже новой расой и подарком человечеству. Факт массового появления таких детей зафиксирован учеными, писателями, психологами и педагогами, медиками. Их присутствия нельзя не заметить. Елена Андреева отмечает важную деталь: практически ни один из родителей, которые приводят ребенка на занятия, не говорит: "А мой-то - ну вылитый я в детстве!".

Молнии и ядра

О первых занятиях с такими детьми педагоги академии говорят, как о театре боевых действий. За пять-шесть лет жизни в маленьком человечке накапливается столько нерастраченной, зачастую подавляемой ближайшим окружением энергии, что она ищет выходы любыми способами - через агрессию, чересчур высокую двигательную активность, даже через болезни. И тогда кажется, что во время занятий между ребятами проскакивают молнии и летают пушечные ядра. Но когда они понимают, что здесь на них никто не давит, их бешеная энергия переходит в мирное, конструктивное состояние.

Медицина ставит таким детишкам диагноз "синдром дефицита внимания и гиперактивности" (СДВГ). Лечат его, как любое другое заболевание, воздействуя препаратами на физиологию. "А надо ли?" - спрашивают детские психологи. В практике Елены Андреевой бывает так, что слишком гиперактивный ребенок вдруг становится спокойным и усидчивым. Если, конечно, взрослые смогли его заинтересовать каким-нибудь делом.

- Запреты и шантаж ("не балуйся, а то все папе расскажу, и он тебя накажет") на таких детей совершенно не действуют, - говорит Елена Юрьевна, - они будут делать только то, что считают рациональным. Если шлепанье по лужам будет расширять их знание о мире, они будут по ним шлепать, не слушая маминых окриков.

Узнать индиго

Кроме повышенной двигательной активности, Елена Андреева отмечает еще несколько особенностей детей-индиго. По ее наблюдениям, они обладают знаниями,  которые родители им еще не давали. Например, знают, где живет душа в теле человека и что есть в мире бог. Впервые общаясь с компьютером или мобильным телефоном, они нажимают нужные кнопки. Могут знать, как выглядит то или иное растение, хотя раньше его никогда не видели.

- Однажды наши психологи работали с родителями одного мальчика. А я в это время занималась с самим Ромой, - приводит случай из практики Елена Андреева, - а он решил поиграть на фортепиано и попросил "листочки с черными круглыми значками". Что такое ноты, он не знал и музыке не учился. Я принесла ему ноты. Он показал пальцем и сказал: "Я буду играть вот это". Мальчик начал играть именно с той ноты, на которую он указал! Это можно было бы считать простым совпадением, если бы Рома не повторил так несколько раз. Когда я его спросила: "А как ты узнал, какую клавишу нужно нажимать?", Рома ответил: "Там же написано".

Индиго могут быстрее "считывать" информацию с окружающего мира. Иногда кажется, что они читают мысли, а они всего лишь очень тонко чувствуют внутреннее состояние человека, особенно близкого. Многие родители замечали, что стоит им только о чем-то подумать, а ребенок уже об этом знает.

Такие дети совсем не дружат с режимом, не будут соблюдать жесткие и особенно авторитарные правила. Неприятие режима вызывает в них опять же агрессию или проявляется в виде различных заболеваний. Если ребенку плохо в детском саду или школе, он может "сообщить" об этом молчаливым протестом, поведением "будто бес вселился", частыми простудами.

Для таких детей совершенно недопустимы многие вещи, которые, с их точки зрения, нерациональны и потому не нужны. Например, долгое ожидание или стояние в очереди. Можно отметить их пренебрежение к своему телу. Как правило, они не боятся упасть и ушибиться, плохо едят и мало спят. Еще они точно знают, для чего они пришли в этот мир. Попробуйте спросить ребенка об этом, и ответ, скорее всего, вас удивит.

Родители гордятся и плачут

Любовь, открытость и искренность - вот универсальное правило, которым могут пользоваться все родители. Детьми-индиго невозможно командовать, но с ними вполне можно договориться, если родитель приведет разумные аргументы. Однако даже самые железные доводы будут бессильны, если мама и папа сами не верят в них или не используют эти правила в своей жизни. К примеру, ребенок никогда не наденет шарф, если его не носит папа, и заставлять его бесполезно.

Дети нового поколения очень тонко чувствуют проблемы в отношениях между мамой и папой, даже если родители тщательно их скрывают. Такие ребятишки, как правило, на уровне подсознания "знают", что их появлению на свет родители не были рады. И в этом случае, считает Елена Андреева, им нужно попросить у своего малыша прощения за то, что они не смогли его встретить с любовью в этом мире.

На первых занятиях психологи "Нового поколения" предлагают родителям составить список признаков необычности своих детей. А затем предлагают его сравнить с перечнем характеристик детей-индиго. Совпадение, утверждает Елена Андреева, почти стопроцентное. У родителей на эту новость две реакции: одни гордятся, а другие, бывает, и плачут. Но тут слезами делу не поможешь. Маме и папе нужно работать над собой - в первую очередь учиться открыто говорить о своих чувствах.

Справка "РГ"

О детях-индиго впервые заговорили в 70-х годах ХХ века. Ребенок-индиго обладает новыми необычными психологическими характеристиками и моделями поведения. Люди, взаимодействующие с ними (особенно родители), чтобы достичь успеха, должны изменить свой подход к ним, методы воспитания и способы лечения. Игнорирование новых моделей поведения детей может привести к психической неустойчивости и расстройству мышления у ребенка.

Общество Образование Общество Семья и дети Общество Соцсфера Социология Филиалы РГ Сибирь СФО Алтайский край Барнаул
Добавьте RG.RU 
в избранные источники