16.10.2008 01:30
    Поделиться

    Под Воронежем растят свободных художников

    Когда-то, спасаясь от городской жизни, они уехали в село Урыв Острогожского района. Теперь их дети учатся дома, занимаются творчеством и не тоскуют по "цивилизации".

    Линия жизни

    Эти "вольные птицы" носят фамилию Чайка. Чтобы открыть дверь в их дом, надо повернуть ручку вверх (а не вниз, как обычно). Внутри - минимум вещей. Тихо, хотя вся семья в сборе, да еще соседские девочки в гостях. Светлоголовые Анастасия, Мария, София и Дария Чайка ходят босиком, говорят негромко, не торопясь. Слышно нас да Чаек-старших: беседуем об их прошлом.

    Жизнь Елены и Анатолия была вполне тривиальной: школа, комсомол, вуз, работа. Она работала журналистом, он - инженером.

    - Мы с Леной стали жить в деревне в районе Старой Ладоги. Наша общая философия крепла постепенно, - вспоминает Анатолий. - Никаких роддомов, врачей, прививок - это насилие над природой человека! Никакого мяса, ведь жизнь - абсолют. Никакой школы - мы за образование в семье. В 90-е годы мы занимались бизнесом, чтобы выжить. Но в какой-то момент осознали: чем больше ты обеспечен, тем больше внешних обязательств - и тем меньше внутренней свободы. Настала пора "выпасть" из системы. И в 1999 году мы поехали выбирать место для переселения.

    - Целью был юг России, - поясняет Елена. - Психологически нам было комфортно на Севере - но слишком угнетали болота, холод и дожди. Людей, не захваченных материальным, везде очень мало. Но есть места, где живут беднее и проще. Воронежская область виделась нам именно такой.

    Встречная старушка показала пустой дом в Урыве. "Кочки, овраг, бурьян… И ощущение свободы места, - Анатолий до сих пор в восторге. - Лес и река, церковь, а вид какой с холма! Через год переехали".

    Их сразу сочли сектантами: мол, по ночам приносят детей в жертву. Но приходской священник, специалист по сектоведению, ничего подозрительного не заметил: православная семья. С соседями и вовсе мир. По словам Анатолия, понять не смогли, отторгнуть - тоже. Поэтому приняли.

    Не всем понятен аскетизм Чаек:

    - 90-е годы научили нас довольствоваться малым. Лишние потребности исчезли, - рассказывают родители. - Сейчас есть возможность что-то большее себе позволить - а нам уже не надо. Старались наскрести на книги, пластилин и краски для детей. То выращивали, как все, лук на продажу, то организовали компьютерный клуб для детей из окрестных сел. Теперь в Урыве детский культурный центр откроется - будем там работать.

    Школа жизни

    Чайки не отдавали детей в школу:

    - Каждый человек рождается со своим потенциалом. А родители навязывают ему детский сад, школу, кружки. И ребенок "затухает", - рассуждает Анатолий. - А надо не мешать ребенку, поддерживать чистую среду обитания - что почти утрачено в массовом образовании. Отрицать его - глупо. Но нам кажется, что мы можем дать детям более качественное образование.

    - Ну, мы просто были не готовы расстаться с детьми и могли их сами учить, - поправляет Елена. Муж настаивает:

    - Потому, что мы вышли из привычной системы взаимоотношений! Сегодня принято воспитывать в детях отчужденность и индивидуальность. А для нас ценна полная открытость, доверие к людям.

    Чайки заключили с Урывской школой договор о семейном обучении: Закон "Об образовании" это допускает. Девочки ходят в школу раз в четверть, общаются с учителями и одноклассниками, пишут контрольные, участвуют в праздниках. Директор Наталья Щербашина не против:

    - Успеваемость у девочек нормальная. Анастасия без проблем сдала выпускной ЕГЭ, Мария - экзамены за 9 класс. Это двоечника нельзя дома оставлять… У нас к Чайкам претензий нет. Люди к ним по-всякому относятся. Но философия у каждого своя - это не мешает общаться.

    Правда ли, что не мешает? Со сверстниками у девочек нет общих тем. "Мы здороваемся, ну а так, по-серьезному… Просто не сложилось. У меня одна подруга из класса", - пожимает плечами Анастасия. Мария больше сестер ездила по стране. "Я и здесь, и в лагере "Орленок" больше со взрослыми общалась. Со многими подружились, переписываемся по Интернету теперь", - спокойно говорит она.

    - У них просто другие, чем у ровесников, ценности. Мобильники, наряды, модные фильмы - не тема для разговора, - разъясняет отец. - Подсовывал им современную музыку - не прошло. (Девочкам нравится классика. - "РГ"). Но им виднее. То же и с религией. Они ходят в храм по праздникам, но мы не вправе их насильно крестить.
    Выдерживать нейтралитет родителям удается не всегда. Старшая дочь, Анастасия, после окончания школы хотела год пожить, не думая о будущем. Но… поступила в воронежский педуниверситет.

    - Отчасти это мы настояли, - признается Анатолий. - Дать детям свободу, не навязывая им свои страхи, - самое трудное. Мы стараемся не гадать о будущем дочерей. Пусть все идет своим чередом.

    Анастасия будет учиться на заочном: "Куда ж я из Урыва? Тут красиво". Большой город, сессия, одногруппники и педагоги ее не пугают: "А чего бояться? Люди же, не звери…"

    Смысл жизни

    Детские поделки в доме Чаек повсюду. Бумажное деревце-бонсай, тряпичные куклы с осмысленными лицами, расписные камни, картины из пластилина - кадры мультфильмов, снятых на цифровую камеру.

    Началось с увлечения Марии лепкой: шедевры пылились, и папа предложил сфотографировать их на память. На компьютере сделали из снимков первый фильм. Втянулась вся семья. Год назад за один из мультиков Марии дали грант (хватило на хорошую камеру) и путевку в "Орленок". В этом году сестры Чайки стали лауреатами Всероссийского конкурса экранного детского творчества в Ярославле. Встретились там с известным художником-аниматором Александром Петровым, сняли в его студии фильм о Ярославе Мудром.

    Мультфильмы задумчивых Чаек не похожи на современные. Там под классическую или церковную музыку не спеша движутся единороги и драконы, принцессы и святые. Там множество мелких, тщательнейшим образом вылепленных деталей. "Каприччио" - фильм по мотивам средневекового гобелена. "Памяти Александра Татарского" - реквием по художнику "в исполнении" его героев. Скоро появится первый "трехмерный" мультик про белых мышей, озвученный соседской малышней.
    Обычный день: Анастасия возится со своей лошадью, София делает роскошное платье для очередной куклы, Дария штудирует учебник математики. Родители принимают гостей. Сюда часто приезжают незнакомые и полузнакомые люди - их манит такая свобода.

    Кстати

    Будущие переселенцы, бизнесмены, построили в Урыве детский творческий центр - что-то вроде пансионата с множеством разных студий. Некоторые преподаватели уже найдены. За последние годы в это село перебралось около 10 семей (в основном из Воронежа). Родители - с высшим образованием, дети - дошкольники. Местные же крестьяне бегут в город. В 2000 году в Урыве было 3000 жителей, сегодня их вдвое меньше (две трети - пенсионеры).

    Компетентно

    Василий Князев, специалист Главного управления образования Воронежской области:

    - Официально неизвестно, сколько воронежских детей учится в семье: Минюст не утвердил типовое положение о переходе на такую форму обучения. Родители, желающие обучать детей дома, не всегда верно оценивают свою компетентность, не осознают ответственности, которую собираются на себя взять. Кадр из пластилинового мультфильма по мотивам средневекового гобелена.

    Галина Остапенко, зам. декана по учебной работе факультета психологии и педагогики ВГПУ:

    - Обучение в семье вполне приемлемо, если родители - интеллектуалы и нормальные люди (не сектанты какие-нибудь), могут обеспечить ребенку гармоничное развитие… Скажем, оба имеют высшее образование и какие-то навыки. Могут обучить ребенка труду, заниматься с ним физкультурой, стимулировать творчество.
    Если такой ребенок выполняет школьные задания, сдает контрольные работы и экзамены - зачем настаивать на посещении школы? В этом и состоит гуманистическая концепция образования: пусть человек живет в своем индивидуальном ритме. Тем более что это может быть необходимо ему по состоянию здоровья. Или по уровню развития: одаренные дети генерируют информацию очень быстро, им скучно на уроках. А экстернат подходит не всем.
    Важно, чтобы ребенок общался не только в семье. Ходил в школу хотя бы на праздники.

    Сергей Никешин, кандидат философских наук, специалист в области социологии семьи и образования:

    - Семейное образование не хуже и не лучше школьного: цели разные. Цель государства, которое поддерживает существующую систему образования, - социализовать стандартизованного человека, работника (по возможности, не бунтаря и не гения). Цель семейного образования, если родители адекватны, - сделать детей максимально счастливыми. Чайки постоянно сталкивали детей с людьми - и, по-моему, девочки гораздо взрослее сверстников.

    Таких семей, как Чайка, в Воронежской области около 50. Думаю, будет больше. Пока семейное обучение привязано к школьному - в итоге же всем сдавать ЕГЭ. Через 10-15 лет, возможно, перейдем к английской модели: много частных школ со своими программами и легитимными дипломами.
     

    Поделиться