В нынешнем году новороссийским стражам порядка, которые патрулируют улицы, пришлось освоить два новых вида передвижения: езду на квадрациклах и лошадях.
Поначалу жители и гости города-героя восприняли наездников в погонах как новую достопримечательность, теперь же четвероногие "стражи порядка" удивления не вызывают. Однако среди сотрудников УВД оказалось непросто найти тех, кто готов сменить железного коня на обычного и освоить верховую езду. Смельчакам пришлось пройти отбор. Сегодня милиционеры-наездники патрулируют горную территорию Новороссийска. Там, где не проедет машина, с легкостью пройдет лошадь. В основном четвероногих дежурных отправляют на службу в курортную зону Приморского района города - это Широкая Балка, Сухая Щель, поселок Абрау-Дюрсо.
Впрочем, первые конные наряды появились на Кубани еще семь лет назад. Не отправишь же "уазик" в парк или на пляж, там он движется с трудом, наезднику здесь куда удобнее. Все новое, как известно, хорошо забытое старое: вспомнили в крае казачьи традиции, когда служивый на коне был главным блюстителем правопорядка.
Пионером в освоении нового "транспорта" стал полк ППС краснодарского УВД, при котором создали специальный кавалерийский взвод. Сегодня в нем 16 лошадей, приобретенных в Ростовской области и Ставропольском крае.
- Наши сотрудники патрулируют территорию преимущественно пешком или на автомобилях. Конные наряды дежурят в местах, где проезд автотранспорта затруднен или невозможен, - поясняет заместитель начальника управления охраны общественного порядка ГУВД Краснодарского края Григорий Глоба. - Например, в садоводческих товариществах в Прикубанском округе Краснодара: летом и особенно в выходные дни здесь много дачников. Активно участвует кавалерийский взвод в патрулировании "зеленой зоны" стадиона "Кубань" во время футбольных матчей, а также на массовых мероприятиях. Мы уже рекомендовали начальникам управлений и отделов внутренних дел края обсудить с главами городов и районов возможность создания локальных конных подразделений, особенно это касается приграничных территорий с горно-лесистой местностью.
Кстати, в прошлом году в станице Крыловской купили трех скакунов и создали конную патрульную группу. Но пока что в сельских районах это единственный пример. Главный недостаток четвероногого, как шутят милиционеры, в том, что его нельзя оставить при задержании и препровождении злоумышленника в дежурную часть. В этих случаях вызывается пеший или автомобильный патруль. Обслуживание каждого животного тоже влетает в копеечку - сопоставимо с уходом за дорогой иномаркой. Корм, обучение, доставка к месту несения службы - все это требует немалых затрат. Дрессируют милицейских скакунов на краснодарском ипподроме, командир кавалерийского взвода - мастер спорта по конным видам спорта и ребят подбирает соответственно.
Еще одна новинка сезона в Новороссийске - четыре квадрацикла, которые дежурят в парках имени Фрунзе и Ленина в вечернее и ночное время. Благодаря такому железному коню охват территории патрулирования увеличивается в полтора раза, создается впечатление, что милиции на улице больше. Водитель на квадрацикле дважды успеет проехать там, где пеший наряд пройдет только раз. Да и расход бензина у такой машины в три раза меньше, чем у "уазика".
- Набережная благоустраивается, увеличивается ее протяженность, поэтому решили пересадить милиционеров на квадрациклы, - рассказывает руководитель пресс-службы УВД Новороссийска Алина Тимашова. - По инструкции, скорость патрулирования не должна превышать десяти километров в час, чтобы милиционер не проскочил мимо факта правонарушения. Квадрацикл как раз может двигаться с такой скоростью. Основная наша задача - предупреждение преступления, а набережная - это основное место прогулок жителей города. Поэтому лучше, если наших сотрудников здесь будут видеть как можно чаще.
А в Адлере, где протяженность набережной около двух с половиной километров, милиционеров решили посадить на скутеры. Летом территория буквально забита отдыхающими, здесь чаще случаются кражи и мошенничества. Всего скутеров шесть, правда, это сезонный вид патрульного транспорта, используется он с июня по октябрь. Скутеры гораздо мобильнее, маневреннее и экономичнее автомобиля. А если надо догнать преступника, они с легкостью смогут лавировать на набережной. Да и за скоростью при необходимости дело не станет: такой двухколесный "скакун" может развивать скорость до 90 километров в час.
Николай Паршин, старший инспектор по особым поручениям управления охраны общественного порядка ГУВД Краснодарского края:
- Помимо того, что наши сотрудники осваивают современные виды транспорта и даже учатся верховой езде, мы вводим другие эффективные формы охраны общественного порядка. Одна из них, которую хотят перенять наши ставропольские коллеги, - передвижные пункты милиции. Это своего рода мини-райотделы: в наряд входит участковый, сотрудник ППС и по необходимости представители уголовного розыска и подразделения по делам несовершеннолетних. Они выезжают в места массового пребывания людей, где поблизости нет отделов милиции. Например, протяженность дороги Лазаревского района Сочи - 102 километра, при этом здесь всего три поселковых отдела УВД: в Дагомысе, Лоо и Лазаревском. А ведь это курортная зона, где много автокемпингов, а также тех, кто предпочитает отдыхать "дикарями". До ближайшего же территориального отдела внутренних дел километров 60.
Или взять Абинский район, где любят проводить фестивали воздушных шаров: в поле нет пунктов милиции. Сюда тоже выезжают такие наряды. Сегодня в крае сформировано 12 передвижных постов, которые могут на месте документировать правонарушение, составлять протокол и не возить людей в дежурную часть.
В Краснодаре, Армавире, Новороссийске, Анапе, Геленджике мы создали диспетчерские пункты управления нарядами. Они оборудованы региональными и федеральными компьютерными базами данных, в том числе органов внутренних дел, оперативных служб, транспортной милиции. Есть выходы на банки данных Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Северной Осетии, Дагестана, Ставропольского края и Ростовской области. К этим пунктам подключены диспетчеры служб такси, которые должны сообщать дежурным о произошедших ДПС или хулиганстве.
Еще одна система обеспечения правопорядка - программа "Безопасный город". Поток курортников летом очень большой, милиционер не способен отследить каждого человека, а камера видеонаблюдения может. Но проект дорогостоящий. В городах Ейске, Армавире, Анапе, Краснодаре он реализуется, но локально.